11 декабря 2016г.

"ДЫРА" ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОПАСТЬ

Лескова Наталия
Статья «"ДЫРА" ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОПАСТЬ»
из номера 166 за 09 Сентября 2003г.
Опубликовано 01:01 09 Сентября 2003г.
Озоновая дыра над Антарктидой опять начала расти, предварительно разделившись на две части. С чем это связано, пока не понятно. Об этом "Труду" сообщил старший консультант NASA академик Роальд Сагдеев.

- Первые признаки образования дыры в районе Южного полюса были зафиксированы в августе, а к 1 сентября ее величина составила 25, 8 квадратных километра, - рассказывает Роальд Зиннурович. - Это почти вдвое превосходит площадь Антарктического материка. Еще 13 августа в бюллетене Всемирной метеорологической ассоциации говорилось, что дыра "нормальна для данного времени года", но через три дня она внезапно накрыла часть Аргентины, и концентрация озона над Буэнос-Айресом стала на 30 процентов выше нормы. Появление озоновой дыры не было неожиданностью для специалистов, однако она никогда еще не достигала таких размеров в самом начале сезона. Кроме того, впервые за 20 лет наблюдений стало видно, что дыра разделилась на две части, распространившись на южные части Тихого, Атлантического и Индийского океанов. С чем это связано, пока не понятно.
Старший научный сотрудник Федеральной службы России по гидрометеорологии и окружающей среде Анатолий Вяткин пояснил, что озоновый слой, расположенный на десятикилометровой высоте от поверхности Земли, играет исключительно важную роль "защитника" от пагубного воздействия ультрафиолетовых излучений. Однако озон легко разрушается из-за выбросов в атмосферу фреонов. Если излучение достигнет поверхности Земли, животные и растения на ней моментально погибнут от солнечного ожога.
- Существование самой дыры, втрое превосходящей по размерам площадь США, ученые обнаружили совсем недавно - в 1985 году, - напомнил Анатолий Евгеньевич. - Потом выяснилось, что дыра расширяется. Началась паника. Но летом 2001 года ученые успокоили общественность, заверив, что дыра постепенно сужается и скоро вообще исчезнет. Как вдруг - новый "рывок".
О причинах роста и возможностях "успокоения" озоновой дыры уже не первый год спорят специалисты из разных стран. Исследователи геологического факультета МГУ связывают ее появление с выбросами водорода и метана из глубинных океанических разломов и при извержении вулканов. Наши холодильники, по их мнению, тут ни при чем. А вот сотрудники Глобального экологического фонда считают, что всему виной фреоновые реагенты, и предлагают всем странам подписать Международную антифреоновую конвенцию, чему активно сопротивляются фирмы-производители.