ГОРЕЧЬ ЭФИРНОЙ "КЛУБНИЧКИ"

Трагические события минувшей недели, которые были широко представлены на телевизионном экране, в какой уж раз со всей остротой поставили вопрос о телепублицистике. Именно о ней, а не об информации, которой заполнены в эти дни все каналы.

В самом деле, отправить съемочную группу (а нередко и несколько групп) в горячую точку, причем сделать это в сжатые сроки, а затем оперативно, лучше всего в прямом эфире, показывать их репортажи, - это стало азбукой ТВ. У телевизионщиков сегодня есть все: и сверхлегкие мобильные камеры, и передвижные передающие станции, посылающие сигнал через космический спутник, и бесстрашные операторы, готовые ради нужного кадра на риск.
Репортажные кадры, родившиеся в момент свершения событий, рассчитаны на сиюминутную, нередко сугубо эмоциональную реакцию зрителей. Должно пройти какое-то время, чтобы телевизионщики уже другой профессии - не информационщики, а публицисты, имея под рукой огромное число видеокадров, проанализировали все, постарались вскрыть глубинную подоплеку произошедшего, сделали выводы.
Может, со мною кто-то не согласится, но я уверен: в последние годы телеинформация явно опережает публицистику. События, приковавшие к себе внимание всей страны - скажем, гибель "Курска" - запомнились оперативными репортажами А.Мамонтова и других журналистов, а не публицистическими передачами или фильмами, где бы авторы осмысливали случившееся. Прошло уже более четырех лет, но никто из телепублицистов по-настоящему так и не взялся за этот нелегкий труд.
Некоторые авторы - это заметно даже при беглом взгляде на еженедельную телепрограмму - предпочитают "самоигральные", пользующиеся у зрителей повышенным интересом, темы. Снова и снова смакуются подробности возвышения, личной жизни и смерти тиранов недавнего прошлого - Сталина и Гитлера, "звездами" ТВ стали еще и Надежда Аллилуева, и Ева Браун. Погоня за рейтингом ведет к тому, что "клубничные" подробности жизни великих нередко отодвигают на задний план серьезные темы, требующие для своего осмысления не только аналитического склада ума, но и определенного мужества.
Подтверждением этой мысли стала едва замеченная работниками ТВ нерядовая дата - десятилетие вывода наших войск из Германии. Зрители из тех событий помнят разве что немалое число упреков в адрес наших нечистых на руку генералов да кадры торжественного парада прощания, где первый российский президент лихо дирижировал военным оркестром. Более важные события и их, что называется, подноготная, причины, как правило, остаются за кадром.
Этот пробел попытались восполнить в двухсерийном публицистическом фильме с выразительным названием "Зачем остались... Почему ушли...", показанный на минувшей неделе каналом ТВЦ. Его авторы - известный телепублицист Вячеслав Мостовой, много лет проработавший корреспондентом в Германии, и военный историк-генерал Александр Фурс.
Авторы начали свой рассказ с событий полувековой давности. Ведь сложная политическая ситуация в центре Европы возникла еще в середине 40-х годов, сразу же после победы над фашизмом. Германия, разделенная сначала на четыре оккупационные зоны, а затем - на два государства, стала заложницей продолжавшейся в течение десятилетий холодной войны. Нелегко было и советским воинам, несущим службу вдали от дома. Разрешение этой коллизии стало возможным лишь с переменами, произошедшими в нашей стране и в Восточной Европе на рубеже 80-90-х годов. Авторы ленты не скрывают сложности этого процесса. Политическое решение о выводе советских войск из Германии после падения Берлинской стены непросто далось обеим сторонам и было с нашей стороны слишком торопливым. Можно согласиться с мнением телепублицистов, что "Бранденбургские ворота еще много лет могли бы оставаться запертыми", хотя понятно, что неизбежные политические процессы остановить невозможно...
В ленте немало места уделено критике позиции руководства СССР, а позже и России. Авторы не раз с упреком вспоминают Нобелевскую премию М.Горбачева, которую тот получил, по их мнению, за наш уход из Германии. Досталось и Б.Ельцину - не столько за "дирижерские успехи", сколько за поспешность в исполнении желаний "друга Коля". В тени высоких политиков менее заметными оказались наши военные. Историк-генерал, видимо, "болея" за своих, не решился обвинить своих коллег за уход, похожий на бегство. Так и осталось в фильме неясным, кто же повинен в том, что полумиллионный контингент войск, возвращаясь на родину, не имел даже благоустроенных казарм...
Многие вопросы не получили в ленте ответа. Но важно хотя бы то, что в преддверии 60-летия Победы открыт счет публицистическим телевизионным фильмам, в которых, хочется надеяться, шаг за шагом будет прослежена история наших Вооруженных сил и после мая 45-го. События в Беслане (как и вся зловещая цепочка терактов), уверен, тоже дождутся своего осмысления.