ПОДАРОК ОТ ТОНИНО

Вчера в московской галерее "Дом Нащокина" открылась выставка "Подарки Тонино Гуэрра". Классик мирового кино, работавший с Микеланджело Антониони, Джузеппе де Сантисом, Федерико Феллини, Витторио де Сикой, Андреем Тарковским, он, помимо литературной работы, успешно занимается изобразительным искусством и дизайном.

На суд москвичей Гуэрра представил свои картины, рисунки, предметы быта и интерьера, созданные собственными руками. Часть экспозиции состоит из подарков, сделанных Тонино своим российским друзьям, среди которых Георгий Данелия, Олег Табаков, Марк Захаров, Владимир Наумов, Андрей Хржановский... Кроме того, была презентована новая иллюстрированная книга стихов и прозы знаменитого итальянца в переводах его русской жены Лоры, в прошлом редактора "Мосфильма".
Сочиняя сценарии для кино в 60-е, Гуэрра вынужден был забросить занятия живописью. Однако когда он стал ездить в Россию, эта потребность заявила о себе с новой силой. Дело в том, что Гуэрра не знал русского, и чтобы не скучать в шумных и говорливых московских компаниях, он опять начал рисовать. Фантазия сценариста не ограничивается только живописными работами. Он мастерски создает мозаику и керамические поделки, расписывает скатерти и подушки. По его эскизам столяры вырезают причудливую мебель. Кроме того, Гуэрра разработал ряд архитектурных проектов площадей, фонтанов, садов и скульптурных композиций, которые теперь украшают улицы Италии. На родине его называют "последним человеком Возрождения".
- Впервые я попал в Россию без малого 30 лет назад, - признался Тонино Гуэрра. - На меня нашла грусть, и мой друг французский философ Гватари посоветовал сменить обстановку: "Тонино, тебе нужен снег". Однако в Москву я собрался летом, и никакого снега не увидел. Зато встретил свою будущую жену Лору. Роман с Россией стоил мне нескольких фильмов с моим земляком и другом детства Феллини. На все недоуменные вопросы Федерико я отвечал: "Я должен ехать в Россию". Москва, которую я открыл для себя, - это были люди, увлеченные искусством, поэзией и литературой. Даже таксисты здесь читали. Возможно, они пытались убежать в литературу от перекосов коммунизма. Сейчас Москва уже совсем другая, она великолепна. Но люди стали менее интересными. Теперь они далеки от поэзии жизни, а все больше думают о долларах, агрессивно врываясь в мир потребительства. Мне кажется, при коммунистах русские были более духовно богатыми людьми, чем сейчас. Как ни парадоксально это прозвучит...