ОТКРЫЛИСЬ ПО-РУССКИ

Парижская опера открылась после летних каникул спектаклем Большого театра. Беспрецедентный случай: за право начать сезон в Grand Opera борются самые известные певцы и дирижеры.

Два года назад тогда еще нового хозяина Парижской оперы Жерара Мортье, известного своими радикальными театральными взглядами, можно было два дня подряд видеть на премьерных спектаклях "Евгения Онегина" в Большом. Его глаза блестели, он азартно потирал руки и в нашей беседе уже тогда выразил твердое намерение открыть этим спектаклем сезон 2008-2009 в Opera.
Тонкий и пронзительный спектакль Дмитрия Чернякова и Александра Ведерникова, как всегда, сопровождался ажиотажем среди критиков, он получил непременную "Золотую маску" и по традиции вызвал бурю самых разнообразных эмоций у публики и артистов прошлого поколения. Теперь настала очередь будоражить парижскую публику...
Мортье, явно предвкушавший успех, не скупился на комплименты спектаклю еще до того, как дали занавес на генеральной для прессы. Он несколько раз повторил, что считает эту работу настоящим наследием великого МХТ с его психологизмом и подробной проработкой каждого характера, каждой детали. Такой откутюрной выделки от Большого здесь мало кто ждал. И когда в знаменитой сцене письма лампа над головой Татьяны (в дивном исполнении Татьяны Моногаровой) засияла от накала ее страстей жутковатым белым светом, перегорела и впустила в комнату ночной полумрак, напоенный весенним ветром, публика взорвалась овациями.
Это не первый "Онегин" в исполнении Большого на ало-золотой сцене великолепного Palais Garnier. В 1969-м сюда приезжала старая постановка, которую даже удалось записать с Ростроповичем за пультом, Вишневской и Атлантовым в партиях Татьяны и Ленского. Тогда в одном из спектаклей Татьяну пела и Маквала Касрашвили, которая теперь блистает здесь в партии экзальтированной и гостеприимной Лариной. Эта роль из крошечной партии второго плана усилиями режиссера и певицы превратилась в центральную на протяжении первых двух актов.
Французская публика, похоже, осталась довольна премьерой, однако проекты Жерара Мортье, да и Дмития Чернякова, никогда не бывают однозначными. Так что были и немногочисленные крики "бу", и довольно резкие отзывы в антракте, как правило, на русском языке: "Татьяна не была такой сумасшедшей - все неправильно!" - а один американец, изучавший русскую литературу в университете, на ломаном русском пламенно доказывал, что Трике нельзя было убирать, а Ленский должен стреляться зимой, и не в доме, а в лесу.
Завтра российский зритель тоже сможет увидеть этот спектакль в прямой трансляции телеканала "Культура" из Парижа.