06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДЕНИС ЕВСТИГНЕЕВ: ОТЕЦ МОГ ЗАПЛАКАТЬ НА КОМЕДИИ

Данилова Алена
Опубликовано 01:01 09 Октября 2001г.
9 октября исполнилось бы 75 лет блистательному русскому актеру Евгению Александровичу Евстигнееву. Многие вошедшие в историю театра роли были сыграны им на сцене "Современника" и МХАТа, огромное количество зрителей помнят и любят его по работам в фильмах - "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Бег", "Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя", "Зимний вечер в Гаграх", "Собачье сердце", "Ермак" и др. Сегодня о замечательном актере вспоминает его сын - оператор и кинорежиссер Денис ЕВСТИГНЕЕВ.

Когда родители развелись, мне было около трех лет. И мы с отцом стали видеться, что называется, по воскресеньям. Он, конечно, не занимался моим воспитанием в общепринятом смысле - не ругал за мои кошмарные оценки, не наказывал (скорее наоборот) и не поучал. И все-таки чему-то я у него научился, перенял какие-то черты его характера - может быть, даже неосознанно.
От него, например, - особая замкнутость. Все эмоции, все переживания он держал внутри себя. Никогда не давал окружающим возможности почувствовать, что с ним в данный момент происходит. На вопрос: "Как дела, Женя?" - он, что бы ни случилось с ним, отвечал: "Нормально".
Хотя при этом был абсолютно компанейским человеком. Просто где-то внутри него всегда оставалась "граница", за которую он не пускал. А в общении - человек приветливый и необыкновенно притягательный. Не случайно его обожали буквально все - и зрители, и коллеги по театру, по кино. А кроме того, он был очень естественным, простым в жизни, даже скромным. У него и друзья были не из актерских компаний. Он любил собраться с ними, починить машину, выпить в гараже. Любил ездить в Горький к своей маме и там пойти на лодочную станцию ловить рыбу. Он вообще любил простую жизнь. А потом на сцене или на экране совершенно загадочным образом превращался вдруг в царя, профессора, немецкого интеллигента...
Он был страстным кинолюбителем, ему нравились кинокамера и сам процесс съемки. Поэтому он очень хорошо отнесся к выбранной мною профессии оператора. Проблемы возникли, когда меня пригласили оператором-постановщиком на мой первый фильм "Сказки старого волшебника" и выяснилось, что отец будет там сниматься. Я кое-как поборол в себе сомнения (а вдруг пригласили из-за знаменитого отца?), но остался вопрос, как называть его во время съемок. "Папа" - было стыдно (теперь понимаю - это был ложный стыд), "Евгений Александрович" - чересчур официально. В результате я обращался к нему: "Эй!" - и при помощи других междометий.
Отец ценил и любил юмор. Ирония была присуща его взгляду на жизнь. Он обладал потрясающим талантом любую ерунду сказать так, с такой неподражаемой интонацией, мимикой, что все просто лежали от хохота. Вообще любое его движение, жест неожиданно создавали вокруг ощущение праздника и смеха.
Еще одной из его особенных черт была необычайная сентиментальность. Он мог заплакать на фильме Чаплина - на комедии! Заплакать от ощущения таланта.
Он обладал редкостной способностью к перевоплощению. И его актерский диапазон был совершенно необъятен. Он не принадлежал к тем артистам, которые эксплуатируют природные черты собственной личности. Постоянно замечая и запоминая какие-то случаи на улице или даже движения, улыбки, взгляды, он потом вдруг выплескивал это на сцене - и эффект был совершенно потрясающий. Благодаря этому свойству таланта, он мог играть практически все роли. Я помню, с каким увлечением, азартом он включался в новую работу, всегда отдаваясь ей полностью, до капли. Когда снимали, например, "Зимний вечер в Гаграх" или "Собачье сердце", это становилось для него всем, он все забывал и каждую минуту говорил только об этом.
Для меня всегда существовала неразрешимая загадка того пути, который, он проделал в жизни, - от рабочего на заводе в глубокой провинции, захолустье - до артиста, кумира чуть не целой страны. Дорога к вершинам от фактически абсолютного нуля. Ни понять, ни повторить этого невозможно. И здесь вопрос не только таланта или генов, хотя его мама была человеком очень артистичным, не имея при этом, правда, никакого отношения к театру, - здесь речь идет, может быть, о каком-то высшем эксперименте.
Ведь трудно себе представить сегодня историю, которая произошла с ним, когда Виталий Лебский, директор Горьковского театрального училища, увидев отца - тогда заводского рабочего, - как-то в кинотеатре перед сеансом играющего на барабанах, немедленно пригласил его к себе и принял на актерское отделение. Отец всегда был чрезвычайно музыкален, обладал прекрасным чувством ритма и, естественно, слухом. Он очень любил джаз и был профессиональным барабанщиком. У него были любимые номера с вилками (это потом сняли в кино) и со спичечным коробком. Однако как же нужно было играть на барабанах, чтобы его заметили и приняли в училище без экзаменов?.. Это невообразимо и, пожалуй, неповторимо.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников