ЗЕРКАЛО ДЛЯ РОССИИ

"Поймемте, что эта перепись очень полезна для нас. Для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас" - это не выдержка из современной агитки и не интервью чиновника от статистики. Это написано Львом Толстым 120 лет назад.

Лев Николаевич был участником московской переписи населения 1882 года. Он попросился, чтобы его назначили счетчиком на участке у Смоленского рынка и между Береговым проездом и Никольским переулком. Москвичам конца XIX века эти места были известны как районы сплошной нищеты. Кстати, в той переписи участвовал в качестве счетчика и Антон Павлович Чехов, другие представители интеллигенции, которые хотели лучше узнать свой народ. (Что-то не слышно об участии в благом деле нынешних писателей: они, видимо, считают, что и без того знают свой народ...)
Основная цель нынешней кампании - та же, что и 120 лет назад: не механически пересчитать людей (скажем по секрету, в ходе подготовки к переписи информация о численности уже на 99,9 процента собрана), а получить социальный срез общества. Вопросы, связанные с социальной защищенностью населения, преобладают как в основном опроснике, так и во втором бланке, целиком посвященном жилищно-бытовым условиям.
К сожалению, к старту кампании не все удалось в полной мере подготовить. Одна из самых серьезных проблем (особенно для крупных городов) - низкая "пропускная способность" стационарных переписных участков. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в столице в канун переписи, лишь 78 процентов москвичей согласны открыть дверь переписчикам, еще три процента колеблются, а остальные 19 впускать в дом работников статистики не намерены. Следовательно, участки должны быть готовыми принять почти каждого пятого жителя столицы. Но такой готовности нет. "Стационарные участки не смогут обслужить даже и семи процентов москвичей, - честно признается председатель комиссии по проведению переписи населения в Москве Анатолий ПЕТРОВ. - Для того чтобы принять всех желающих заполнять бланки вне дома, потребовалось бы огромное количество площадей, мебели, офисного оборудования. На это денег нет. Очень напряженная ситуация с телефонными номерами - даже по одному номеру на пункт выделить не удалось, поэтому многие участки запараллелены друг с другом".
Вчера наши корреспонденты обзвонили несколько первых попавшихся переписных пунктов в Москве, и из двенадцати лишь в двух взяли трубку. Не хватает не только телефонов, но и людей - некому сидеть "на трубке". Полностью укомплектован штат переписчиков, а вот по части вспомогательных работников - недобор. Подвели студенты многих столичных вузов, на которых рассчитывали, - они отказались прийти на помощь (и работать всю неделю по 16-17 часов в сутки) за мизерную, на их взгляд, оплату - 1500 рублей.
В общем, скорее всего счетчиков придется принимать именно дома. Для того чтобы мы были уверены, что за дверью не злоумышленник, а работник статистики, его должен сопровождать либо участковый, либо старший по подъезду.
Закон не предусматривает ответственности за уклонение от участия в кампании. Но она все же существует - речь об ответственности перед самими собой, о совести. Если уклонятся более пяти процентов - страна в ближайшие десять лет (до следующей переписи) не будет иметь надежного демографического прогноза, а реформы армии, образования, здравоохранения, которые должны опираться на данные переписи, пойдут во многом вслепую. Новые школы и больницы начнут строиться там, где они не нужны, и, наоборот, не появятся в тех районах, где крайне необходимы. Огромная для нашего бюджета сумма в пять с половиной миллиардов рублей окажется просто выброшенной на ветер, если мы проигнорируем кампанию. Да и престиж страны на международной арене будет основательно подмочен, ведь перепись - это требование ООН, сорвать ее - позор для страны. Хотим ли мы этого?
"Если нам встретится человек раздетый и голодный, то помочь ему важнее всех возможных исследований, открытий всех возможных наук".- писал Толстой в своих заметках о переписи. Классик действительно не только заполнял анкеты, но приносил опрашиваемым продукты для детей, а непьющим семьям помогал деньгами. Сегодня такой помощи от счетчиков ждать не приходится (разве что бомжей планируется покормить в социальных столовых, одновременно переписывая). Но наше участие в кампании все же позволит рассчитывать на поддержку как со стороны государства, так и международных организаций - в решении самых больных социальных проблем. Перепись - это социологическое исследование, главная цель которого "учредить лучше жизнь людей", - эта "формула", выведенная великим писателем-гуманистом 120 лет назад, и сегодня остается, пожалуй, самой точной.