ОТСЕЛЕ МЫ ГРОЗИМ САДДАМУ

Это еще не объявление войны Ираку, но нечто максимально к тому приближенное. Хотя президент Буш говорил о военных действиях в сослагательном наклонении, но вся тональность его речи, с которой он выступил вечером в понедельник в Музейном центре города Цинциннати (штат Огайо), давала понять, что у Ирака единственный шанс избежать вторжения "коалиции" - это самому избавиться от Саддама. Буш призвал его генералов не выполнять приказов "садиста", если они не хотят вместе с ним отвечать за "бесчеловечные преступления режима".

Это был умный ход - обратиться к нации с речью по проблеме, которая у всех сейчас на устах, не из Вашингтона, а из глубинки - Цинциннати ведь даже не столица штата, а просто один из средних американских городов. Политические соперники постоянно призывали Буша подробнее объяснить, почему он планирует войну с далекой страной. Сделав это, он уложился ровно в 30 минут, куда вошли и аплодисменты, особенно бурные после его заявления, что одна из главных причин, по которым необходимо убрать Саддама, та, что "Америка не хочет жить в страхе".
Назвав иракского диктатора "учеником Сталина", Буш сказал, что он тоже не щадит ни женщин, ни детей, что его подручные подвергают всех подозреваемых в "измене" зверским пыткам и казнят людей направо и налево. Америка, подчеркнул он, хочет помочь иракскому народу обрести достойную жизнь, как обрели ее афганцы после разгрома "Талибан". "Америка - друг иракского народа. Наши требования адресованы только режиму, который закабалил его и угрожает нам".
Никаких новых разведданных о том, что Багдад действительно располагает оружием массового уничтожения, предъявлено не было, но Буш говорил так, как будто имеет такие конкретные сведения. "В то время как в мире существует много опасностей, - сказал президент, - угроза, исходящая от Ирака, особенная, потому что она сконцентрировала в одном месте самые серьезные опасности нашего времени. По своим прежним и нынешним действиям, по своим технологическим ресурсам, по беспощадности своего режима Ирак уникален".
Буш дал понять, что статус-кво в Багдаде неприемлем и что США готовы "возглавить коалицию", чтобы призвать тамошний режим к ответу. Было очевидно, что он обращается к иракцам через голову их нынешнего лидера, давая понять - не в первый раз, - что с ним Соединенным Штатам говорить не о чем. Хотя он и оговорился, что ожидаемое на следующей неделе принятие конгрессом резолюции, дающей ему право нанести удар по Ираку, не означает, что "военные действия неотвратимы и неизбежны", но из всего им сказанного напрашивается именно такой вывод. Ведь пока нет никаких признаков того, что иракцы собираются исполнить волю Вашингтона и свергнуть Саддама.
Помимо своего прямого назначения, речь в Цинциннати, как считают обозреватели, поможет держать иракскую тему в центре общественного внимания, когда остается меньше месяца до выборов (они состоятся 5 ноября) и когда противники-демократы всеми силами пытаются повернуть предвыборную дискуссию в менее выгодное республиканцам экономическое русло. Правда, и высказываться против похода на Ирак никто из них, не считая одного-двух, не решается, боясь накануне выборов обвинений в отсутствии патриотизма: за устранение Саддама военным путем высказывается устойчивое большинство американцев.