ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ

Достигнутые в Кишиневе президентами Владимиром Путиным и Эдуардом Шеварднадзе договоренности, несомненно, открывают широкие горизонты для укрепления российско-грузинского сотрудничества. Но при условии, что они будут выполняться честно, с подлинной заинтересованностью в успехе общего дела.

Позицию России Путин назвал "абсолютно прозрачной, предельно партнерской". Насколько открыта позиция грузинской стороны, покажет ближайшее время. Но уже появился тревожный сигнал: выполнять свои обязательства официальный Тбилиси, кажется, не торопится. Обещание Шеварднадзе выдать российской стороне в ближайшее время оставшихся восьмерых чеченцев, задержанных грузинскими пограничниками, повисло в воздухе. Генпрокуратура Грузии приостановила процедуру выдачи боевиков. Европейский суд по правам человека попросил республику не выдавать России задержанных чеченцев, и начальник международного отдела генпрокуратуры Паата Мсхиладзе заявил, что боевики останутся в Грузии "до выяснения их личностей". Между тем необходимые документы, обличающие боевиков, российской Генпрокуратурой предоставлены.
Что касается другой договоренности президентов - совместного патрулирования российскими и грузинскими пограничниками границы, то тут сдвиги наметились. Председатель госдепартамента по охране государственной границы Валерий Чхеидзе подтвердил, что в ближайшее время он "намерен связаться со своим коллегой Константином Тоцким и проработать эти вопросы". В частности, он считает возможным проводить совместное патрулирование непосредственно на линии границы, установить "горячие линии" связи, минировать трудноконтролируемые участки, выставлять совместные посты, принимать другие меры. Правда, отметил генерал, определенные сложности создают те обстоятельства, что граница между Россией и Грузией не делимитирована и не демаркирована.
Чхеидзе также считает, что совместное патрулирование можно было бы распространить и на границы с Абхазией и Южной Осетией, что, по его мнению, устранило бы настоящие "дыры", через которые проникают нежелательные элементы.
В свою очередь, начальник пресс-службы ФПС РФ генерал-майор Сергей Иванченко подтвердил в телефонном разговоре, что руководство пограничного ведомства уже готово выполнить указания президента России.
- Только что директор ФПС РФ генерал Тоцкий провел широкое совещание по организации сотрудничества с грузинскими коллегами, - сообщил он. - Все, что зависит от российских пограничников в плане совместного патрулирования - российско-грузинской границы, безусловно, будет сделано. Однако вопросы делимитации и демаркации границы, о которых говорит Чхеидзе, как известно, находятся в ведении ведомств по иностранным делам.
Тем временем президент Грузии сделал ряд новых заявлений. По словам Шеварднадзе, встреча с Путиным положила начало "перелому в грузино-российских отношениях и создала основу для их перевода на деловые рельсы". В частности, достигнута договоренность о сотрудничестве спецслужб двух государств, Россия подтвердила готовность возобновить работу по подготовке большого рамочного договора между двумя странами.
Российская политическая элита в принципе положительно оценивает результаты переговоров президентов двух стран. Так, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов считает, что кризисная точка в отношениях между ними пройдена. Позиция Грузии, подчеркнул он, изменилась не только в результате последовательной позиции России, но и под влиянием США и Евросоюза, увязавшего продолжение экономической помощи Грузии с обеспечением ее властями внутренней безопасности государства.