04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТАМОЖНЮ ПОСТАВЯТ В РАМКИ ЗАКОНА?

Спиридонов Андрей
Опубликовано 01:01 09 Октября 2002г.
Невозможно представить современную жизнь без активной торговли между странами. Даже рьяные любители "покупать российское" едят отечественный шоколад, сделанный на масле экзотических плодов какао, и запивают не нашим кофе. Да и сделать что-нибудь "российское" без импортного оборудования зачастую проблематично.

Через российскую границу в обоих направлениях перемещаются огромные массы сырья и товаров. Их учет, оформление и сбор пошлин берет на себя Государственный таможенный комитет. Правда, живет он пока по Таможенному кодексу 1993 года. Этот жизненно важный для государства и его граждан документ, создающий правовое поле для ввоза и вывоза чего бы то ни было, уже не соответствует ни международным договорам, ни российскому законодательству. А новый Таможенный кодекс с 1999 года все никак не дойдет до окончательного принятия. В эту осеннюю сессию депутатам Госдумы РФ предстоит разобраться с поправками в кодекс и принять их во втором чтении. Проблема в том, что "правительственные" поправки, подготовленные ГТК, уже отстали от жизни и во многом противоречат принятым за последние годы законодательным актам.
Кроме того, поправки, "залежавшиеся" в Госдуме аж на три года, не решают главной задачи: сделать из Таможенного кодекса закон прямого действия. Число правительственных постановлений, распоряжений и ведомственных инструкций, которые необходимо будет принять в случае прохождения поправок в таком виде, не сокращается, а заметно возрастает. А это значит, что "растаможка" вашего авто или партии товара потребует еще больше "бумажек", согласований и разрешений. Те, кто сталкивается с работой таможни постоянно, хорошо знают, как неповоротлива эта система. В сущности, на сегодняшний день эта важная сфера государственного контроля регулируется не законом, а более чем тремя с половиной тысячами ведомственных инструкций, многие из которых противоречат друг другу. А значит, как хочет таможенник, так и трактует закон. Так кому же нужны поправки, которые только усугубят подобную ситуацию?
Правительство, похоже, понимает, что в таком виде поправки к Таможенному кодексу не получат одобрения думцев. Вместе с тем в Думе разработаны более либеральные варианты поправок ко второму чтению. Их подготовкой занимался подкомитет Госдумы по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности, который инициировал широкое обсуждение предлагаемых поправок с участием всех заинтересованных сторон. И уже появились признаки того, что депутатский труд не пропадет бесследно - распоряжением премьера Касьянова к процессу прохождения поправок подключается Минэкономразвития.
Впрочем, ориентация на ведомственное администрирование - не единственный недостаток старого варианта поправок, предлагаемых ГТК. Эксперты отмечают, что в этих поправках права и обязанности лиц прописаны декларативно, а интересы бизнеса не защищены, в то время как депутатские предложения содержат подробное описание прав и обязанностей участников внешнеэкономической деятельности, механизмов их правовой защиты, в них четко определяются полномочия таможенных органов. При этом предложения думцев предполагают решение всех конфликтов так, как и положено в правовом государстве, то есть в суде.
Ныне действующий Таможенный кодекс, по общему мнению участников внешнеэкономической деятельности, затрудняет торговлю, делает таможенную процедуру крайне громоздкой. Но поправки, предлагаемые ГТК, могут лишь усугубить ситуацию. Ведь в них недостаточно четко устанавливаются пределы полномочий таможенных органов, что фактически дает им возможность трактовать закон по своему усмотрению. В итоге ГТК может бесконечно расширять перечень документов, необходимых для прохождения таможни. Насколько это момент болезненный, знает любой участник внешнеэкономической деятельности.
По словам председателя подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и ВЭД Госдумы В. Драганова, депутатский вариант поправок призван упростить таможенные процедуры и уравнять права государства и участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, обновленный Таможенный кодекс должен уравнять в правах мелких и крупных экспортеров-импортеров. Не секрет, что большая часть экспорта в развитых странах осуществляется именно малыми фирмами, тогда как нынешняя политика ГТК, по сути, приводит к вытеснению российского малого бизнеса из сферы экспортно-импортных операций.
Изобилие "отсылочных" норм в действующем Таможенном кодексе не только усложняет жизнь участников внешнеэкономической деятельности, но и сказывается на общем инвестиционном климате в государстве. Сложившаяся на российской таможне ситуация отпугивает иностранных инвесторов, привыкших руководствоваться простыми и четкими правилами таможенного контроля. В конечном же счете потери несут государство и его граждане.
Еще один камень преткновения, вызывающий критику варианта поправок, предложенного ГТК, это - вопрос лицензирования. В поправках предлагается лицензировать все виды таможенной деятельности: транспортировку, складские и брокерские услуги. Депутаты предлагают вовсе отказаться от лицензирования, так как считают, что орган, который администрирует и наказывает, не должен заниматься лицензированием. К тому же они предлагают передать функции контроля за поступившими в страну товарами налоговым органам и упразднить институт таможенных брокеров. По образцу ведущих таможенных служб мира предлагается сделать акцент не на тотальный таможенный контроль, как это есть сегодня, а на последующий контроль после выпуска товаров в свободное обращение. Это больше соответствует принципу, декларируемому правительством о снижении "входного" контроля и ускорении выпуска товаров на рынок.
Желание охватить своей властью максимально широкий круг вопросов очень четко прослеживается в варианте Таможенного кодекса от ГТК. Так, в частности, предлагается сделать склады временного хранения не коммерческими структурами, а утверждать их в ГТК. Однако очевидно, что развитие "околотаможенного" бизнеса, лицензируемого самими таможенниками, ни к чему хорошему не приведет.
Во Всемирной торговой организации, куда так стремится вступить Россия, существует следующая оценка развития таможни. Первый этап "становление" - таможня находится в развитии и больше работает сама на себя. Второй этап - "таможня для правительства" - когда речь главным образом идет о поступлении денег в бюджет. Это, очевидно, российские реалии. Ведь сегодня таможенные сборы составляют до трети доходов отечественной казны. И, наконец, третий этап, характерный для наиболее развитых государств, - "таможня для бизнеса". Перейдет ли российская таможня к новому этапу, во многом зависит от того, какой Таможенный кодекс одобрят в Думе: вариант ГТК, консервирующий ситуацию, или более либеральные предложения депутатов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников