ПРОМЫШЛЕННИКИ ПРИХОДЯТ В ПОЛИТИКУ

В статье председателя Российской объединенной промышленной партии Елены Паниной "Пришло время смелых и ответственных решений (некоторые аспекты стратегии промышленной политики для России)", опубликованной в одной из центральных газет в начале октября с.г., предлагается стратегическая альтернатива развития страны, направленная на достижение национального благополучия. Это национальное благополучие понимается как политическая, экономическая и социальная стабильность, личная безопасность граждан, гарантии прав человека, неприкосновенность собственности, стабильный доход населения, доступность образования и отдыха...Как справедливо отмечается в статье, Россия обладает двумя самыми значительными ресурсами для достижения этих целей: природными и, может быть, более значимыми - интеллектуальными. Нельзя не согласиться с автором, что существующие сегодня общественные механизмы не позволяют в сколько-нибудь значительной мере использовать эти ресурсы с пользой для общества.Не останавливаясь на проблемах природных ресурсов, рациональное использование которых таит в себе огромные возможности, хочу высказаться о более близком мне научно-техническом потенциале и его возможностях.

Интеллектуальный потенциал в наши дни является важнейшей характеристикой любого общества. Для большинства развитых стран именно он характеризует богатство и определяет их место в современном мире.
В нашей стране за долгие годы накоплен (и, к счастью, пока не утерян) уникальный, крупнейший в мире интеллектуальный потенциал - это академическая, отраслевая и университетская наука, обладающая, кроме теоретических знаний, огромным практическим опытом, приобретенным в процессе разработки крупных проектов XX века.
В то же время у нас нет отлаженных механизмов, которые позволяли бы превращать интеллектуальную деятельность в непосредственное богатство общества и ее граждан. Создается парадоксальная ситуация: обладая огромным интеллектуальным богатством, мы не можем его достойно использовать.
Разрешение этого парадокса - безусловно, непростая задача. Наша наука всегда была государственной, ориентировавшейся в первую очередь на развитие экономики и военного потенциала страны. Другими словами, спрос на научную продукцию и внедрение результатов обеспечивались государством. Сегодня в рыночной экономике наука еще остается государственной, но она уже выведена из числа его стратегических приоритетов. За последнее десятилетие ее бюджетное финансирование сократилось в несколько раз. Это, конечно, неправильно, и государство, которое заботится о своем завтрашнем дне, должно адекватно финансировать науку, в особенности фундаментальную. Прикладная же наука сможет развиваться прежде всего за счет широкого привлечения частных инвестиций. Однако наше современное законодательство, в должной мере стимулирующее частный бизнес, торговлю и приватизацию, фактически не содержит принятых во всем мире преференций для науки и техники.
Дело в том, что частные инвесторы вкладывают средства в научные изыскания только в расчете на будущую коммерческую прибыль. Это осуществляется путем закрепления прав инвесторов на результаты научных исследований и использование их в дальнейшем для производства новых товаров и услуг. Коммерциализация предполагает поиск, экспертизу и отбор разработок для финансирования, привлечение инвестиций, распределение и юридическое закрепление прав на будущую интеллектуальную собственность между всеми участвующими в процессе сторонами, управление научным проектом, внедрение результатов в производство, дальнейшую модификацию и сопровождение интеллектуального продукта.
Панина утверждает - и я с ней полностью согласен, что для успешного функционирования этой цепочки необходимо в первую очередь создать благоприятную законодательную среду, в частности, принять законы по защите интеллектуальной собственности; принять законы и нормативные акты, регулирующие деятельность инновационных структур различных типов (малых инновационных фирм, финансово-промышленных групп, инновационных фондов и т.д.); развить контрактное право, регулирующее взаимодействие инновационных партнеров, а также расширить антимонопольное законодательство.
При наличии благоприятной правовой среды важным источником финансирования науки может стать венчурный капитал. Для серьезных прорывов нашей высокотехнологичной промышленности на мировой рынок нужны новые идеи, а их можно выращивать только с помощью венчурного капитала. Но венчурный капитал - это целый комплекс рисков, и они, эти риски, должны быть приведены к разумному уровню. Цель подобного капитала - не поддержка науки, а зарабатывание денег путем развития крупных высокотехнологичных компаний. Задачей государства должно стать создание той среды, в которой может действовать венчурный капитал.
Важным фактором, определяющим рациональное инвестирование средств (в том числе и государственных) в науку, является конкурсное проектное финансирование, основанное на передаче полномочий по принятию решений научной общественности (экспертная система). Эта альтернатива директивной форме финансирования сейчас развивается в ряде специализированных государственных научных фондов РФФИ, РГНФ, ФСРМФ и международных фондов. Однако этого недостаточно, необходимо, чтобы основными заинтересованными участниками процесса финансирования перспективных идей стали крупные компании и корпорации. По мнению Паниной, основным условием этого может быть лишь совместная деятельность государства и крупного капитала в вопросах реализации значимых промышленных проектов.
В 2001 году президиум РАН совместно с компаниями "Русский алюминий" и "Сибнефть" создали первый в России общественный Фонд содействия отечественной науке. Определенные шаги в направлении долгосрочных вложений в науку делают ТНК, ЮКОС, "ЛУКОЙЛ", Газпром, "Норильский никель". Но эти шаги незначительны в масштабах страны, поскольку государство практически не стимулирует подобную деятельность. Для сравнения скажем, что в Японии корпоративный сектор финансирует около 70 процентов научных и проектных исследований. Поэтому автор статьи формулирует одну из важнейших задач политики государства: необходимость построения действенных финансовых механизмов направления капитала из экспортно-ориентированных сырьевых секторов в технологическое обновление отраслей, обеспечивающих внутренний российский рынок и экспорт высокотехнологичной продукции.
Следует отметить, что Панина не пренебрегает и такими вполне экономически обоснованными механизмами, как разумный протекционизм и предоставление определенных преимуществ, льгот и привилегий предприятиям, которые проводят модернизацию и внедряют высокие технологии с помощью отечественной науки.
С другой стороны, в нынешний сложный период стоит задуматься и о том, чтобы по примеру ряда стран принять и некоторые обязывающие решения. Так, РАН предлагала направлять очень малую долю (приблизительно 0,5процента) выручки предприятий от реализации товаров на финансирование НИОКР и инноваций. При этом в соответствии с принципами либеральной экономики предприятия смогли бы расходовать указанные средства по собственному усмотрению, исходя из интересов обеспечения прибыли и повышения конкурентоспособности своей продукции на рынке. У них появилась бы возможность и необходимость размещать заказы на фундаментальные и прикладные исследования в РАН, вузах или проводить собственные "фирменные" разработки.
Другим источником формирования государственного инновационного бюджета может стать вполне легальный и используемый во всем мире рычаг перераспределения природной ренты в пользу госбюджета путем прогрессивного налогообложения.
Невозможно дать законченный, исчерпывающий рецепт того, как исправить положение дел. Мне хотелось лишь поделиться некоторыми мыслями, которые были инициированы очень интересной и своевременной статьей Елены Паниной. Хотелось бы верить, что высокие темпы развития, о которых говорится в ее статье, будут достигнуты в такие короткие сроки. Но ясно одно: если ничего не менять, мы не сможем занять достойное место в мире. И развитая наука должна и сможет сыграть в этом переломе решающую роль, являясь неотъемлемой частью российской национальной идеи.