- Вообще-то к этой идее подступались еще в ноябре 2001 года, когда в Москве был созван Гражданский форум. В его работе приняли участие свыше пяти тысяч делегатов из всех регионов России. Они представляли различные некоммерческие организации и гражданские союзы. Перед делегатами выступил президент России Владимир Путин. Состоялись встречи участников форума с представителями ключевых министерств и ведомств. Думаю, это мероприятие можно назвать первой масштабной попыткой создания структуры гражданского контроля за работой госаппарата. Однако тогда она не получила достаточного развития. На мой взгляд, тут две причины: неготовность многих государственных чиновников к контролю со стороны гражданского общества и чрезмерная политизированность некоторых общественных структур. Наиболее радикальные из них, в основном правозащитной направленности, попытались оказывать давление на власть по чисто политическим вопросам, например по проблемам Чечни. Это, разумеется, резко снизило возможности взаимного сотрудничества. С другой стороны, часть наиболее лояльных общественных структур использовала открывшиеся возможности для "приближения" к власти. В большинстве субъектов РФ появились региональные Общественные палаты под руководством, как правило, губернаторов. Стало очевидным "пристегивание" этих структур к власти.
- Президент рассчитывает на реальное взаимодействие госструктур и гражданского общества. Выступая с посланием Федеральному Собранию, он сказал, в частности, что Общественные палаты могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан...
- Верно. А в связи с известными трагическими событиями в нашей стране, с террористической атакой на государство вопрос обострился. Многое зависит от того, насколько сама концепция и механизм формирования Общественной палаты будут "вынесены" из бюрократическо-чиновничьего пространства. Руководство страны видит: сам госаппарат без критического мониторинга его деятельности со стороны не способен эффективно реагировать на новые реалии и главное - самореформироваться. Поэтому Владимир Путин выступил с инициативой создания Общественной палаты как площадки для широкого диалога, места проведения общественной экспертизы ключевых государственных решений и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, имеют общенациональное значение. Думаю, он и имел в виду создание такого органа, который бы помогал властям в решении наиболее значимых проблем с учетом интересов общества.
- Глава государства вынес на широкое обсуждение идею Общественной палаты. Он ждет от общества предложений. Много ли уже конкретных идей?
- Достаточно проработанную, на мой взгляд, концепцию мы пока слышали от председателя Госдумы Бориса Грызлова. Для отбора членов в Общественную палату были проведены подсчеты рейтинга 2000 общественных организаций. Одним из основных критериев является упоминаемость в СМИ. За исключением политических партий, которые представлены в Госдуме, в число лидеров этого рейтинга вошли движения в поддержку спорта, молодежные союзы и организации промышленников и предпринимателей. Затем идут научные и социологические организации, за ними - инвалидные, а также профсоюзы. Видимо, именно их представители и войдут в состав палаты.
- Какой предполагается ее структура?
- Видимо, Общественная палата будет состоять из трех комитетов - по экономике, праву и социальным проблемам. Будут в ней, как планируется, и представители трех основных политических направлений - либералов, консерваторов и социалистов. Есть даже и кое-какие "кадровые" идеи. Например, прозвучало имя председателя координационного совета предпринимательских союзов Александра Шохина как вероятного руководителя экономического комитета нового экспертного сообщества. В целом же концепция Общественной палаты, полагаю, предусматривает ее работу в качестве своеобразного "предпарламента", осуществляющего экспертизу законопроектов. Но, кстати, муссируется и другая мысль - о том, что Общественная палата должна стать фактически экспертной структурой администрации президента, действующей на общественных началах.
- Может ли Общественная палата всерьез способствовать консолидации общества?
- Вполне вероятно, ведь оппозиционные политические группы, не имеющие представительства в парламенте, видят в такой палате возможность влиять на процесс формирования законопроектов...
- Как вы думаете, не утонет ли идея Общественной палаты в бюрократическом болоте, сможет ли эффективно работать?
- Опасения есть. Главная проблема, от которой зависит успех реализации идеи, - насколько и как рекомендации палаты будут восприниматься госструктурами. Тут возникает вопрос о механизмах учета предложений, оценок. Часть хороших идей может застрять в бюрократических препонах. Тогда прорывная идея общественной экспертизы, а тем более контроля может быть снивелирована.