Оксана Сташенко: С нашими Мухтарами не стоит панибратствовать

Актриса настолько сроднилась с образом судмедэксперта Жанетты Сельской, что всем кажется: других судмедэкспертов на свете просто не бывает

С незапамятных времен каждое утро на НТВ нас встречает Мухтар со своими верными друзьями. Среди них — очаровательный огненно-рыжий судмедэксперт и патологоанатом, майор Жанетта Петровна Сельская. Эту роль много лет играет актриса Оксана Сташенко. Она настолько сроднилась с этим образом, что всем уже кажется: других судмедэкспертов на свете просто не бывает. Хотя в творческой копилке Оксаны еще десятки ролей. Ко всему она поет и пишет книжки. А не так давно стала ведущей кулинарного шоу «Вкусно» на телеканале «360°».

— Оксана, помните, как впервые оказались на телевидении?

— Еще бы! Это был 1995 год, мы снимали для турецкого ТВ программу «Стамбул глазами россиян», адресованную нашим соотечественникам. Как раз развернулся челночный бум, в Турцию приезжали тысячи граждан из бывших советских республик. Канал вещал на те районы, где кучковались русскоговорящие, рассказывая в том числе и об истории и культуре города. По сути, я тоже челночила: на съемки приезжала раз в два-три месяца, за неделю готовили сразу блок выпусков.

— Не страшно было? Все-таки чужая страна со своими нравами...

— Это работа, а работы я никогда не боюсь. К тому же у меня уже был театральный опыт. С 1991-го я снималась в кино, клипах, рекламе. Хотя, если честно, через год после тех съемок сама себе удивлялась: как это я решилась?

— А что за проект вы делали на «Дарьял ТВ»?

— Ой, это был чудесный, просто фантастический опыт: я вела программу «Веселый погребок». Все его почему-то сравнивали с советским «Кабачком «13 стульев», но когда мы снимали, нам даже в голову не приходило повторять за пани Моникой и ее гостями. Очень пригодилась моя дружба со многими коллегами-актерами — они охотно откликались на мои приглашения. Так впервые появился перед камерой Андрей Чернышев (который не очень был заметен тогда в «Ленкоме»), Игорь Письменный и многие другие. Во втором сезоне я там уже выступала и как сценарист, и как режиссер. А потом Аркадий Вайнер предложил делать программу «Там, где собираются звезды». Так я стала пани Ксенией. Потом еще было «Путешествие за здоровьем», которое мы снимали в Австрии в 2001-м: В общем, покрутились, поездили.

— Вас, говорят, даже в Гонконг занесло сниматься?

— Это был 30-серийный китайский сериал с участием Англии и Японии. Сюжет разворачивается с 1920 года. Мой персонаж, англичанка Кэтти Сэппот, молодой адвокат, приплывает в Гонконг.

А в 1986 году, когда Маргарет Тэтчер подписывает акт о возвращении Гонконга Китаю, Кэтти 86 лет. Она прошла многое, в том числе японский плен. К сожалению, у нас этот сериал не показывали.

— Работать за рубежом труднее?

— Любая работа за границей, даже в прекрасной группе с фантастическими артистами, — это стресс. Мне, например, повезло сниматься с Мюрреем Абрахамом в фильме «Перестройка», многому училась на площадке. Но в любом случае сталкиваешься с языковым барьером. Даже если хорошо говоришь и понимаешь по-английски, мыслишь-то все равно на русском языке. Работая в Турции, я, как мне казалось, прекрасно освоила турецкий. Но прошли годы, приезжаю в Турцию — и с трудом вспоминаю... ну, слов 15. Так же и с китайским и английским. Без практики все забывается.

— А как вы оказались в сериале про Мухтара?

— Позвал Александр Николаевич Полынников, у которого я только что снялась в «Дружной семейке». Сказал, что хочет заменить уже утвержденную актрису. Я пришла, посмотрела тексты. Боже мой! Как я буду произносить эти слова: «Тупым предметом по голове... Подробности после вскрытия»?! Больше ничего для моей героини не было прописано. А мне говорят: давай, дальше сама придумывай.

— И появилась ваша знаменитая Жанетта Петровна Сельская...

— Я подумала: если она работает в мужском коллективе, значит, она эффектная женщина. Если она работает в одном кабинете с криминалистом — она ему нравится. И пусть он будет в нее влюблен! Мне говорят: в сценарии этого нет. Отвечаю: мы будем играть это между строк. Так появился этот странный персонаж. И уже потом под меня писали новые серии.

— А эта Жанетта Петровна не надоела вам за годы, что вы снимаетесь в сериале?

— Нет. Я очень дальновидно подписала контракт: меня имеют право снимать не более десяти дней в месяц. Поэтому всегда была возможность сниматься и в других проектах, на которых я успевала даже соскучиться по Жаннетте. Приезжала и с удовольствием отрывалась в этом проекте.

— Сколько сезонов уже идет этот сериал?

— Сейчас десятый. И снимаем последний год уже в Минске из-за событий в Киеве. А первый «Мухтар» делался еще на Шаболовке Юрием Михайловичем Беленьким в 2001-2002 годах.

— Из главных мухтароведов почему-то больше всех запомнился Александр Носик. Почему он ушел?

— Саша Носик, великолепный друг и актер, в этом сериале был потрясающе харизматичен. Но он сыграл всего 100 серий (50 съемок в Москве и 50 в Киеве). Это был 2005 год. Все последующие десять лет снимались другие актеры. И хотя серии с Сашей показываются редко, все помнят именно его. Саша ушел с проекта сам, из творческих соображений. Потом пришли Саша Волков, Паша Вишняков, Леша Шутов...

— А как вы, Оксана, к собакам относитесь?

— С глубоким почтением. Понимаю, что у животного тоже есть характер и что оно бывает не в настроении. Если кинолог мне говорит, что пес с утра хмурится, просто поздороваюсь, поглажу и не буду лезть со своими телячьими нежностями. Потому что можно нарваться на жесткий ответ на свое панибратство. Но когда у Мухтара прекрасное настроение, мы можем играть, дурачиться, валяться на траве, он слизывает у меня грим с лица. И трудно себе представить, что этот зверь вчера мог одним рыком поставить тебя на место.

— Но Мухтара ведь играла не одна собака?

— Целых пять! Якс, Прайм, Цейс, Граф, Виват. И с каждой мы находили общий язык. Нет, с нашими Мухтарами не стоит панибратствовать.

— А дома у вас нет своего Мухтара?

— К сожалению, мы не можем себе этого позволить: слишком часто уезжаем. Вот наши два цветка — это сущие верблюды: могут по 10 дней быть без полива.

— Вы снялись в десятках сериалов. Как вы относитесь к существующему мнению, что актер в сериалах — это профессионал второго сорта?

— Абсолютная чушь. Работа в сериале — это прекрасная возможность отточить профессионализм. Бывает, на съемку приходят известные киноартисты — и вдруг возникают проблемы на ровном месте. Если сериальные актеры мгновенно переключаются и легко играют следующий эпизод, то артисту кино надо настроиться. Вот он готовился плакать — и не может рассмеяться, если его об этом попросит режиссер. И наоборот. Зато любой актер из сериала, попадающий на киноплощадку, мгновенно, как ртуть, перетекает в требуемый образ. В кино ведь снимают 1,5-2 минуты экранного времени за смену. А мы — по 28-40 минут за съемочный день! Натренированы, как часовой механизм.

— Вы замечательно поете. По-прежнему романсы — любимый жанр?

— Романсы — это был первый опыт записи в 1999-м, еще на кассеты. Вообще же я по образованию актриса музкомедии и должна была работать в музыкальном театре. Но когда вернулась из Гонконга, то полностью потеряла голос и долго восстанавливалась. Голос вернулся, но уже с хрипотцой. Теперь у меня другой репертуар. И я часто выступаю с концертами, тем более что муж у меня — звукорежиссер, владелец звукозаписывающей студии.

— А книгу о Непале зачем написали?

— Случайно. Не собиралась быть писателем, хотя ко многим песням писала тексты. Я много путешествую. И книжка получилась из заметок, написанных буквально на бумажных салфетках. Друзьям читала — они посоветовали издать. На очереди книга о Европе. И о Пекине — хотя в бурно растущем Китае так быстро все меняется, что, пожалуй, придется переписывать ее каждый год.

— Кто из сегодняшних телеведущих вам наиболее симпатичен?

— Когда на РТР пришел Борис Корчевников, я обрадовалась: он к каждой истории относится так трепетно, будто речь идет об очень близком ему человеке. Такая искренность на ТВ встречается нечасто. Очень нравится Катюша Стриженова. Владимир Соловьев — человек с большой внутренней культурой, который даже в самых острых дискуссиях не переходит границы такта.

— А чем отличается ваша программа «Вкусно» на канале «360°» от других кулинарных шоу?

— Я там обыкновенная домохозяйка, не знающая секретов высокой кухни, — как, впрочем, и мой гость. Зато их знают мастера-повара. Под каждое блюдо приглашается специалист. Так, паэлью делает у нас испанец, пиццу — итальянец, а плов — узбек.

— Где сейчас снимаетесь?

— У молодого режиссера Николая Бурлака в трилогии об актерских буднях. Все там происходит в один день. Я играю директора звезды. У Бурлака очень точный, честный и жесткий сценарий. Ну а съемки «Мухтара» пока остановлены — на канале НТВ происходит смена курса и руководства. Приступаем к съемкам третьего сезона «Вкусно». Начинаю репетиции в спектакле «Авантюристка»... Знаете, если сильно хочешь, то можно успеть многое.