ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗА ТУРГЕНЕВА

Он любил ее всю жизнь. Она была его музой. Ради нее великий русский писатель значительную часть своей жизни провел за границей. Именно ей, по его собственному признанию, он был обязан появлением многих своих произведений. Сегодня можно только восхищаться тем, как умел любить Тургенев...

Писатель никогда не был женат. Так распорядилась судьба. А может, он не решился пойти под венец, потому, что понимал: так, как эту женщину, он уже не сможет полюбить никого. Конечно же, мне приходилось много слышать и раньше о любви Тургенева к певице Полине Виардо. Но в силе этого чувства я убедился, оказавшись в городке Буживаль под Парижем, где расположена дача, некогда принадлежавшая Тургеневу. Здесь он провел самые счастливые месяцы своей жизни. Ведь в соседнем доме жила Полина, ради которой он был готов на все. Богатый, знаменитый писатель, красавец, всю свою жизнь оставался верен одной женщине.
Нужно было обладать особыми качествами, чтобы суметь завоевать сердце Тургенева, вызывавшего всеобщее восхищение в дамском обществе. Именно об этом думал я, бродя по комнатам удивительного музея в Буживале. Чем же сумела покорить писателя эта женщина, которая, по словам великого немецкого поэта Генриха Гейне, вовсе не была красавицей: "... она не роза, скорее некрасива. Но это та самая благородная некрасивость".
Полина Виардо - дочь знаменитого испанского певца Мануэля Гарсиа родом из Севильи, который блистал на оперных сценах многих стран мира. И не случайно Гойя написал его портрет, копия которого находится в музее в Буживале. Ну а сам оригинал можно увидеть в Художественном музее Бостона. Старшая сестра Полины - Мария Фелица Малибран - тоже была весьма известной певицей. Но она умерла в расцвете сил в возрасте 28 лет. Певицей стала и Полина. Она очень быстро приобрела известность, чему в немалой степени способствовало то, что она вышла замуж за импресарио и директора итальянского оперного театра Луи Виардо, которому оставалась благодарна всю жизнь.
И еще она была признательна писательнице Жорж Санд, которая и познакомила ее с будущим супругом. Правда, ее предстоящему браку всячески противился писатель Альфред де Мюссе, который сам был увлечен певицей. Именно ему принадлежат такие восторженные слова о ней: "Да. Гений - дар небес. Это он переливается в Полине Гарсиа, как щедрое вино в переполненном кубке".
Тургенев впервые услышал Полину Виардо в 1843 году - она исполняла партию Розины в опере "Севильский цирюльник". Услышал и влюбился с первого взгляда. После этого 25-летний писатель старался не пропускать ни одного спектакля с ее участием. Их знакомству способствовало увлечение Тургенева охотой, на которую тот отправился вместе с Луи Виардо. Ну а потом через мужа он был представлен самой певице. Дальше происходит то, что писатель частично описал в своей знаменитой повести "Вешние воды". Куда бы ни отправлялась П. Виардо, Тургенев следовал за ней. Этим объясняется и долгое пребывание его во Франции.
Исследователи творчества писателя до сих пор спорят о том, помешало Тургеневу знакомство с Полиной Виардо дальнейшему расцвету его таланта или наоборот. Сам Тургенев признавал, что, только оказавшись за границей, сумел написать несколько значительных рассказов из "Записок охотника". Даже его знаменитый, знакомый нам со школьной скамьи "Бурмистр" был написан в Зальцбурге. Он не мог работать, как сам говорил, оставаясь рядом с тем, что возненавидел всей душой, - крепостным правом. А там, за границей, возле своей музы - Полины он чувствовал себя способным на многое.
Полина Виардо родила четырех детей. Рассказывая об этом, директор музея в Буживале А. Я. Звигильский показал мне портрет ее сына Поля, ставшего известным скрипачом. Существует легенда, сказал директор, что его отец вовсе не Луи Виардо, а Тургенев. "Посмотрите на портрет: похож ли изображенный на нем Поль на Ивана Сергеевича?" Я внимательно всмотрелся, и мне показалось, что увидел человека с тургеневскими чертами лица...
Ничто человеческое не было чуждо автору "Дворянского гнезда" и "Отцов и детей". В молодые годы он любил рассказывать о своих успехах у дам. В начале сороковых годов Тургенев увлекся Татьяной Бакуниной - сестрой знаменитого русского анархиста. Их роман продолжался недолго. Но, скорее всего, именно под его влиянием совсем молодой Тургенев создал стихотворение "Утро туманное, утро седое...".
Были и другие увлечения. Он даже собирался жениться на своей дальней родственнице О. А. Тургеневой.
А однажды в своем родовом имении Спасском-Лутовинове он влюбился в работавшую в усадьбе по вольному найму белошвейку Авдотью Ермолаевну, которая в конце концов подарила ему дочь - тоже Полину. Тургенев впоследствии всю жизнь выплачивал пенсию матери своего ребенка, которого в восьмилетнем возрасте отправили во Францию. Там воспитанием девочки занялась П. Виардо. Этот эпизод впоследствии нашел отражение в романе "Дворянское гнездо". Уже после того, как в его жизни появилась Виардо, писатель увлекся служанкой Феоктистой, которую многие считают прообразом Фенечки в романе "Отцы и дети".
Впрочем, и Полина Виардо была весьма любвеобильна. Ее первым увлечением был композитор Ференц Лист, который учил ее играть на фортепьяно. Ей нравился и другой композитор - Шарль Гуно, к которому ее сильно ревновал Тургенев. Говорят, что у нее был роман и с сыном Жорж Санд. Интересно, что именно по рекомендации Гуно учителем музыки дочери Тургенева стал проживавший в Буживале мало кому тогда известный композитор Жорж Бизе. Именно в Буживале он и создал свою бессмертную оперу "Кармен". Дом, в котором жил Бизе, сохранился до нашего времени. Он расположен на улице, которая названа в честь Тургенева.
Но, что бы ни происходило, главной женщиной для писателя всегда оставалась Полина Виардо. Поэтому он всегда стремился быть рядом с ней в священный для него день, день ее рождения - 18 июня.
Виардо считалась выдающейся женщиной своего времени. Она не только прекрасно пела, заставляя восхищаться своим талантом самых взыскательных знатоков вокального искусства. Даже мать Тургенева Варвара Петровна, не разделявшая увлечения сына и называвшая Полину "цыганкой", была вынуждена признать, что она чудесно поет. Певица также великолепно играла на фортепьяно, отлично рисовала. Ее рисунок Тургенева считается одним из лучших портретов нашего классика.
Она боготворила все связанное с музыкой. Потратила огромные деньги на приобретение партитуры оперы Моцарта "Дон Жуан", которая ныне хранится в Национальной библиотеке Франции. Когда П. И. Чайковский перелистывал эту партитуру, ему показалось, как он писал в одном из своих писем, что "пожал руку самому Моцарту".
В середине 70-х годов Тургенев покупает для Виардо усадьбу "Ясени", расположенную неподалеку от Парижа в городке Буживаль. Сейчас в тургеневском музее можно увидеть документы, свидетельствующие о ее приобретении. Официально она принадлежала П. Виардо, но была куплена на деньги писателя. Сам Тургенев поселился там же, в уютной даче, расположенной совсем рядом с домом, где обосновались супруги Виардо. Иван Сергеевич проводил здесь обычно летнее время. Осенью же все переезжали в парижский дом Виардо на улице Дуэ, один из этажей которого занимал писатель.
В Буживале были созданы последние произведения Тургенева. Уже тяжелобольной, он по-французски продиктовал П. Виардо очерк "Пожар на море", а за месяц до смерти рассказ "Конец", в котором как бы предрек ожидающие Россию социальные потрясения. Писатель умирал мучительно. У него был рак спинного мозга. А. Я. Звигильский показал мне комнату, в которой скончался Тургенев. Здесь все сохраняется так, как в последние дни его жизни: широкая кровать, в ногах которой стоял маленький диванчик, открытая дверь на балкон. Полина Виардо оставалась рядом с больным до самого конца. Она ухаживала за ним, делала сама укоры морфия, когда боли становились невыносимыми. 1883 год оказался, наверное, самым страшным в ее жизни. 5 мая умер муж, Луи Виардо, а 3 сентября не стало И.С. Тургенева. Он ушел из жизни с медальоном на груди, на одной стороне которого были его инициалы, а на другой - портрет П. Виардо. Сейчас медальон - одна из основных, а может быть, главная реликвия...
В конце апреля, когда Тургенева перевозили в Буживаль из парижского дома на улице Дуэ, он в последний раз увидел Луи Виардо, которого везли в инвалидном кресле. Они пожали друг другу руки, и Луи с печальной улыбкой произнес, перефразируя знаменитое латинское изречение: "Приговоренные к смерти приветствуют друг друга". Между Тургеневым и супругом Полины всегда сохранялись дружеские отношения.
Когда Тургенев умер, певица устроила в Париже траурное прощание с ним. Сначала состоялось его отпевание в русской православной церкви на улице Дарю. А после Виардо организовала церемонию прощания на Северном вокзале Парижа. Проводить в последний путь Тургенева пришли многие известные французские и российские литераторы, деятели искусства.
До сих пор остается загадкой, почему П. Виардо отказалась сопровождать тело писателя в Россию. Вместо себя она отправила свою дочь Клоди и ее мужа Жоржа Шамеро. Очевидно, Полина понимала, что она не приходится Тургеневу никем, а потому не хотела оказаться в неловком положении в России во время похорон.
Музей Тургенева в Буживале сохраняется во многом благодаря усилиям его главного хранителя и директора А. Я. Звигильского, принявшего самое активное участие в создании Общества друзей И. С. Тургенева во Франции. Однако судьба тургеневской дачи, как и самого музея, внушает тревогу. Территория бывшей усадьбы "Ясени" принадлежит городу Сель-Сент-Клу, для которого ее содержание обременительно. Городские власти не прочь продать ее вместе с домом, где жили супруги Виардо, и дачейТургенева. Нужен богатый покупатель. В целом, как считает Звигильский, приобретение усадьбы с землей, ремонт музея, а также восстановление находящегося в очень плохом состоянии дома супругов Виардо обойдется в сумму, равную примерно 1,5 миллиона долларов. Одно время интерес к покупке имения проявлял Российский фонд культуры. Но переговоры о его приобретении закончились безрезультатно. А время идет, и очень скоро истекает срок аренды музея. Усадьба может быть продана с аукциона. И тогда музей Тургенева прекратит свое существование.
Сам А. Я. Звигильский мечтает о создании совместного российско-французского фонда, средства которого использовались бы для сохранения усадьбы в Буживале.