CВОИ И ЧУЖИЕ

Вот уже 84 года выделяется в российском календаре 7 ноября красным праздничным цветом, и несколько поколений россиян отмечают этот день как большой всенародный праздник. Времена изменились, но праздник остался, поменяв, впрочем, название. Нынче 7 ноября отмечали по-разному. Кто-то - таких было совсем мало - пошел на демонстрации с красными флагами. Другие восприняли этот день как дополнительный выходной, просто отдыхали."День согласия и примирения" - так именуется он сегодня. Насколько соответствует это название реалиям наших дней? Корреспонденту "Труда" на этот вопрос отвечает известный политолог, секретарь политсовета общероссийской общественной политической организации "Отечество" Василий ЛИПИЦКИЙ:

- Пока, на мой взгляд, это название воспринимается несколько парадоксально, поскольку именно Октябрьская революция разделила нацию на "белых" и "красных", на своих и чужих. Приход к власти большевиков знаменовал собой один из самых кровавых периодов в истории страны. Однако именно исторический, т.е. слегка отстраненный, неэмоциональный подход к этой дате, я убежден, позволит нашим согражданам уже в ближайшем будущем с полным основанием назвать 7 ноября Днем примирения и согласия. Особенно если вспомнить о христианских традициях, основанных на всепрощении. Тогда день, с которого началась большая трагедия для России, спустя десятилетия может стать своего рода "прощенным воскресением" - праздником, когда прощают причиненное зло и не держат больше обиды. Пока, к сожалению, этого не произошло, и отношение к 7 ноября по-прежнему носит идеологизированный характер.
Сегодняшние политики впадают в крайности, эксплуатируя "красную идею". Одни представляют ее как возможную угрозу, другие - вроде Зюганова - как ностальгическую мечту, которую надо реализовать. При этом и те и другие используют ситуацию в своих собственных политических целях, на словах якобы заботясь об интересах народа. Нигде в цивилизованных странах политическим противникам не приходит в голову переоценивать исторические события с целью дискредитировать друг друга. Для английских лейбористов, к примеру, было бы абсолютным "нонсенсом" обвинять тори в преступлениях, которые совершили их предшественники в английских колониях три века назад. И пока наши политики не научатся политическому этикету, принятому в кругу более цивилизованных иностранных коллег, ни о каком согласии не может быть и речи. Хочется верить, что мы наконец научимся относиться к своему прошлому с уважением, не перекраивая его и не бряцая им, как неким секретным оружием. История не должна быть орудием политической борьбы.