РЭГТАЙМ О ГОГОЛЕ-МОГОЛЕ

Актер и публика... Их взаимная любовь, как всякая любовь, - драма. Особенно если эта любовь, как говорится, со стажем. Ведь "зритель не прощает разочарований", и выходит, что "актер умирает раньше физической смерти: когда о нем забывают".

Я закавычил эти прописные истины, потому что они - цитаты из пьесы Валентины Аслановой, легшей в основу нового спектакля "Мадлен, спокойно!", первое представление которого состоялось на днях в помещении столичного Театра имени Маяковского. Истины действительно прописные, и спектакль на тему, тоже не блещущую оригинальностью, о стареющей актрисе, живущей воспоминаниями о былой славе и вдруг получающей шанс вернуться к публике, - мог бы выйти просто скучным и банальным, если бы не одно обстоятельство.
У нового проекта творческого объединения "Дуэт" есть конкретный актерский адрес: пьеса поставлена режиссером Романом Козаком специально на Людмилу Гурченко. Образ и судьба Мадлен Вердюрен проецируются на образ и судьбу всенародно любимой исполнительницы, которая здесь получает еще один шанс продемонстрировать, насколько верно ей до сих пор служат ее драматический талант, ее голос, ее музыкальность, ее пластика. Эксцентрическая музыкальная комедия с изрядной примесью грусти, да еще с "французским акцентом" (который, возможно, дань давней страсти Гурченко к варьете) - как говорится, то, что доктор прописал.
К месту пришлись и специально написанные к спектаклю мелодии Давида Тухманова, временами почти достигающие уровня вещей его шлягерной поры, и хореография Николая Андросова, дающая возможность Людмиле Марковне похвалиться по-прежнему стройными и по-прежнему легко взлетающими вверх ножками. В таких номерах, как, например, "Рэгтайм о гоголе-моголе", песенка про птицу Феникс или финальное танго, есть чем занять зрителя и самой Гурченко, и ее коллегам Ларисе Кузнецовой (служанка Симона), Евгению Князеву (Жан) и профессиональному танцовщику Игорю Пиворовичу (Диего). Тут уж можно простить и некоторые несообразности сюжета, и странности оформления (например, непонятно как попавший в квартиру француженки здоровенный советский магнитофон "Романтик-304", под звуки которого она репетирует).
Конечно, пьеса "Мадлен, спокойно!" - не только буффонада. Хотя бы потому, что ассоциативно будит в памяти другие, поистине замечательные образы, созданные Гурченко, - от веселой и смелой Леночки в "Карнавальной ночи" до отчаянной официантки в "Вокзале для двоих". Во всех них вместе с комизмом есть и своеобразный героизм.
"Если за кулисами у тебя что-то болит, то на сцене все проходит!" Вот и в этом девизе Мадлен Вердюрен есть героизм человека, который остается самим собой наперекор всему. Даже наперекор тому, чему противостоять, по законам физики, бесполезно, - времени. Но у женщины, актрисы, - своя логика. Может быть, безумная, с точки зрения рационалиста, но оттого не менее здравая. Право, стоит посмотреть на Людмилу Гурченко в новом спектакле, чтобы убедиться в этом.