Изберут ли перуанцы Альберто Фухимори своим президентом?

Изберут ли перуанцы Альберто Фухимори своим президентом?

В посление дни в центре внимания латиноамериканской прессы /да и не только латиноамериканской/ вновь оказался слегка подзабытый экс-президент Перу Альберто Фухимори. Причина его появление в воскресенье в Чили после добровольного шестилетнего заточения в Японии и последовавший арест.

Трудно сказать, чем вызван столь неожиданный демарш перуанца японского происхождения, который известен тем, что просчитывает свои шаги на несколько ходов вперед. Зная, что его разыскивает Интерпол, а перуанские власти выдали ордер на его арест, Фухимори не мог не понимать, что по прибытии в чилийскую столицу он будет арестован, а Лима станет добиваться его выдачи, чтобы предать суду за целый букет преступлений, совершенных, по мнению нынешних властей, в 1990-2000 годах, когда он был главой государства. Наверное, есть что-то такое, чего пока не знают журналисты.

Но в данном случае интерес представляет другой аспект "проблемы Фухимори".

Предположим, что ему удастся избежать суда и добиться выдвижения своей кандидатуры на пост президента на предстоящих в будущем году выборах. Будет ли он избран на высший в стране пост? Можно с определенной долей уверенности ответить утвердительно.

И тому есть ряд причин.

Во-первых, как бы ни критиковала Фухимори официальная перуанская печать, за 10 лет своего президента он все же кое-что сделал для страны. Главное из его заслуг то, что ему удалось добиться относительной стабильности, покончить с левоэкстремистской организацией "Сендеро Луминосо", многие годы активно занимавшейся террористической деятельностью.

Во-вторых, на данный момент нет кандидата, который пользовался бы доверием хотя бы малой части избирателей. Рейтинг же нынешнего президента Алехандро Толедо не превышает 6 процентов.

И, наконец, в-третьих. Как показывают опросы общественного мнения, проведенные в разных странах, латиноамериканцы голосуют не только за демократов, но и за бывших диктаторов или обанкротившихся политиков. Социологи объясняют этот феномен особенностями памяти избирателей, которым прошлое, если его сравнивать с настоящим, иногда кажется не столь ужасным, как это им представлялось.

В Мексике, например, почти 10 процентов потенциальных избирателей проголосовали бы за Порфирио Диаса, бывшего диктатора, если бы он вновь претендовал на пост главы государства. Так ответили участники опроса общественного мнения на необычный вопрос социологов: "Если бы кто-то из умерших президентов выставил свою кандидатуру на президентских выборах, кого бы вы предпочли?" Ответ несколько шокировал местных наблюдателей. Ведь речь идет о том, что несколько миллионов мексиканцев, живущих, как они сами утверждают, в демократической стране, пожелавших видеть своим президентом, хотя бы и виртуально, одного из самых жестоких диктаторов, узурпировавшего власть на долгие 27 лет. Только Мексиканская революция, начавшаяся в 1910 году, свергла тирана, который на следующий год бежал в Европу, где и скончался.

Примечателен в этом плане и пример Карлоса Менема, бывшего президента Аргентины /1989-1999/. Годы его правления обернулись для страны экономическим кризисом, внутриполитической нестабильностью, поставившими страну чуть ли не на грань катастрофы. В апреле 2003 года проходят выборы. Фактически политический банкрот выдвигает свою кандидатуру на пост главы государства. И что вы думаете? В первом туре с 29,3 проц он занимает первое /!?/ место, опередив Нестора Киршнера, своего основного соперника, почти на 9 проц голосов. Правда, оба претендента представляли Хустисиалистскую /Перонистскую/ партию, которая склонилась в пользу Киршнера и вынудила Менема во втором туре выйти из игры. Но это, как говорится, другой вопрос.

В истории Латинской Америки был и такой прецедент: в Боливии в результате президентских выборов в 1997 году к власти пришел генерал Уго Бансер, в 1971 году свергнувший конституционное правительство и находившийся у власти почти семь лет.

Ну а теперь вернемся к Альберто Фухимори. В пользу предположения, что он может быть избранным главой государства говорит и такой факт: некоторое время назад перуанское частное социологическое агентство СПИ сообщило, что около 40 проц перуанцев считают Альберто Фухимори лучшим главой государства за последние четверть века.

Итак, с одной стороны, ему грозит 10 лет тюремного заключения, а с другой - поддержка почти половины перуанцев, которые, судя по всему не считают его преступником и готовы снова видеть президентом.