СТРОГИЙ ДЯДЯ С ПОРТФЕЛЕМ

Эту историю рассказала врач Антонина Алексеевна Козлова. Десять лет назад в Иванове появился на свет ее внук. В свидетельстве о рождении было записано, что отец и мать его русские, проживают в этом же городе. И вот вдруг открылось, что внук не является гражданином России.

Для того, чтобы исправить это недоразумение, бабушке пришлось выстоять длинную очередь сначала к нотариусу - надо было заполучить копии свидетельства о рождении внука, паспортов его родителей и прочих бумаг. В милиции очередь в паспортное отделение оказалась еще больше. К тому же прием ведется в определенные часы и дни, значит, надо отпрашиваться с работы.
Гражданство своему малолетнему внуку Антонина Алексеевна все же оформила. Но ушло на это, по ее подсчетам, около 100 часов! Не считая, разумеется, затрат нервной и физической энергии, денег на проезд и оплату справок. Однако она так и не получила ответ на вопрос: почему ее внук, родившийся в России, целых десять лет не был гражданином своей страны?
Отдел Пенсионного фонда Ленинского района города Владимира. Перед кабинетом N 28 - огромная очередь пожилых людей. Бабушка ждет справку, чтобы получить рецепты на бесплатные лекарства: "Пришла в половине восьмого утра, сейчас время уже к обеду. Может быть, сегодня и не успею получить. Здесь многие не первый раз стоят". "Вот и я вчера приходил, а день оказался неприемный, - рассказывает инвалид второй группы Владимир Панков. - Хотя работники были на месте и бумажку мою, подтверждающую инвалидность, могли бы взять. Ан, нет. Посылать почтой ее тоже, говорят, не положено. Пришлось сегодня опять ехать. Вот и стою на больных ногах".
Кострома, бюро медико-социальной экспертизы. С утра огромная очередь к окошечкам регистратуры. Беда у всех одна - оформить или подтвердить наличие инвалидности. Многие приехали из дальних районов. Некоторые напрасно: оказывается, у каждого района есть свой день приема.
А меня врач сразу предупредила: "И не настраивайтесь, что недолго комиссию проходить будете, - делится Елена Курдюмова из Нерехты, - в бюро очередь на три года вперед расписана".
А еще больницы, домоуправления, бюро технической инвентаризации, отделы социального обеспечения, налоговые, лицензионные и прочие многочисленные конторы, напичканные работниками и компьютерами, но продолжающие собирать огромные очереди и ничего не меняющие на протяжении десятилетий. Из-за несчастных справок, которые одна контора может запросить у другой по электронной почте без вмешательства клиента, люди теряют здоровье, время, деньги. И еще терпят унижение, потому что пришли не в тот день, не в тот час, не к тому столоначальнику.
Мэр Москвы Юрий Лужков провозгласил и упорно внедряет идею организации службы "одного окна", когда не посетитель, а чиновник ходит по кабинетам с его бумагами. Как бы хорошо в принудительном порядке распространить это новшество на провинцию, где за обыкновенной справкой зачастую приходится ехать за десятки, а то и сотни километров.