ВЛАДИМИР РЕСИН: "РОЖАЙТЕ! А ДЕТСАДЫ МЫ ПОСТРОИМ"

Последние десять лет Москва так стремительно строится, что даже после недолгого отсутствия (допустим, месяц отпуска) замечаешь перемены: вот дом подрос, вот на месте пятиэтажки - котлован... Только одна цифра: ежегодно в Москве возводится 5 миллионов квадратных метров жилья. (Для сравнения: по всей России - около 45 миллионов квадратных метров.) И ко всему причастен Владимир Ресин - первый заместитель мэра в правительстве Москвы, который руководит комплексом архитектуры, строительства, развития и реконструкции столицы. Недавно он был гостем "Труда" и обстоятельно ответил на все наши вопросы.

- Владимир Иосифович, президент Путин, выступая с социальными инициативами, назвал одним из главных направлений увеличение объемов жилищного строительства в России на треть к 2008 году. Как бы вы определили приоритеты московского стройкомплекса в решении этой задачи?
- Сейчас для нас самое важное - сделать массовой социальную ипотеку. Я говорю об ипотеке, которая будет доступна гражданам со средним достатком и даже ниже среднего. Прежде всего москвичам, годами стоящим в очереди на улучшение жилищных условий. Сегодня Москва предоставляет квартиры тем, кто стоит в очереди с 1984 года. Наверняка многие очередники предпочли бы не ждать жилья десятилетиями, а взять кредит на выгодных условиях. Необходимо охватить ипотекой и молодые семьи. Наша задача - предоставить им субсидии на покупку жилья и недорогой ипотечный кредит. Скажем, под 6 процентов годовых в рублях и на длительный срок - до 25 лет. Надо, кроме того, понимать: жилье для такой ипотеки должно быть недорогим по себестоимости. Около 800 долларов за квадратный метр. Что еще нужно, чтобы дело пошло? Найти подходящие участки земли, обеспеченные инфраструктурой. Это очень серьезная работа. Но если ее проделать, к 5 миллионам квадратных метров жилья, которые ежегодно строит Москва (почти 2 миллиона из них, кстати, идут на нужды очередников, молодых семей, жителей сносимых ветхих домов и пятиэтажек), мы сможем строить дополнительно еще миллион "квадратов" социального жилья.
- Можно ли сказать, что социальная ипотека не заработала до сих пор, потому что невыгодна строителям?
- Строителям она как раз выгодна. Главная проблема в низких доходах россиян. Платите человеку нормальную зарплату - и он сам купит квартиру. Или дайте ему дешевый кредит. И так не только с ипотекой. Например, нельзя разом всех заставить полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Тем, кто получает 3-5 тысяч рублей в месяц, просто не с чего платить. А это врачи, учителя... Это общегосударственная проблема, и решать ее не один год.
Однако наличие проблемы - не повод сидеть сложа руки. Социальная ипотека в Москве будет развиваться за счет помощи города тем, кто пока не в состоянии обеспечить себя жильем.
- Раз речь зашла о коммунальных услугах... Будут ли в Москве выселять из квартир злостных неплательщиков, есть ли в городе переселенческий фонд?
- Фонд есть. Но случаев выселения - единицы. Хотя встречаются жлобы, у которых и деньги есть, а они не платят. Таких надо выселять. А остальных... Лужков сказал уже, что со своим народом воевать не будет.
- Зарплаты у нас низкие, а цены, в том числе на жилье, европейские. Будут ли в перспективе квартиры дешеветь?
- К сожалению, жилье будет дорожать. Оно не может дешеветь, если дорожают услуги монополий, а значит, все вокруг. Другое дело, что рост цен должен уравниваться ростом заработной платы. Могу лишь добавить, что сегодня в Москве распродается все жилье, которое мы строим. И покупательная способность людей не ослабевает.
- Сколько иностранных и иногородних рабочих занято в московском строительстве? Это следствие дефицита рабочих рук или просто труд гастарбайтеров дешевле?
- В столичном стройкомплексе занят примерно миллион рабочих, из них около 100 тысяч - иногородние россияне (не москвичи и не жители Московской области) и еще 100 тысяч - приезжие из ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии и Таджикистана. Но я не делю строителей по национальности и месту жительства. Есть специалисты, и они стоят денег. Зарплата строителей в Москве - одна из самых высоких, доходит до тысячи долларов в месяц. Поэтому слово "дешевая" отпадает. А вот некоторый дефицит рабочих рук есть, причем в последнее время он даже обострился.
Недавно я приехал на один объект и вижу: сильно отстают кирпичные работы. Я устроил руководителю нагоняй. А он в ответ: что вы меня ругаете, это вы с мэром виноваты. Вы же, говорит, раскрутили стройки по всем регионам России. И вот результат: рабочих стало меньше. Раньше из Тамбова каменщики приезжали в Москву работать вахтовым методом. А сейчас не едут: зачем, когда Тамбов весь в лесах? Пусть они там меньше получают, но они дома...
Мы ведем строительство в 48 регионах - от Дальнего Востока до Европейской России - и возводим за пределами Москвы и Московской области более полумиллиона квадратных метров жилья в год. В первую очередь это, конечно, нужно столице: мы загружаем свой строительный комплекс. Но и регионы не остаются внакладе. Мы создаем там места для квалифицированных рабочих и строим на периферии такое жилье, которое украсило бы и Москву.
- А почему стоимость жилья в Москве и за ее пределами различается так сильно? В Тамбове 400 долларов за квадратный метр, в Москве - 2000?
- Вы взяли в Тамбове стоимость чисто строительно-монтажных работ, а в Москве - так называемую инвестиционную стоимость. Это разные вещи. В столице каждый инвестор несет нагрузку до 50 процентов от стоимости дома. Эти деньги он платит городу, они идут на социальные нужды, прежде всего на обеспечение бесплатным жильем очередников. В других городах этого нет. Я уже не говорю о том, что в Москве дороже земля, материалы, рабочие...
- Вы видели пикеты людей, пострадавших от недобросовестных стройорганизаций? Они вложили свои средства в строительство многоквартирных домов, а в результате остались без денег и без жилья. Почему-то такие конфликты особенно часты в Подмосковье. Как столица защищает дольщиков?
- По большому счету мы искоренили строительные аферы, хотя и в Москве было 2-3 случая, когда пострадали дольщики. Почему это происходит? Мало кто знает, что юридически они являются соинвесторами и наряду с инвесторами-строителями несут солидарную ответственность за сдачу дома. Этим и пользуются сомнительные фирмы, предлагающие квартиры по явно заниженным ценам: их учредители знают, что им не придется отвечать перед дольщиками за срыв строительства. Отсюда - драмы. Недавно ко мне на прием пришел такой пострадавший - сам юрист, полковник, грамотный человек, а "повелся" на предложение мошенников... Когда в полную силу заработает новый Закон "О долевом строительстве многоквартирных домов", он сможет защитить дольщиков от недобросовестных продавцов.
- У вас есть черный список строительных компаний, с которыми нельзя иметь дело?
- Мошенниками, как вы понимаете, их только суд может назвать. Но проблемы были с "Юнистроем", "Мосжилстроем", теперь вот с компанией "Мастерок". Мы, конечно, поможем пострадавшим людям: другие организации достроят дома и отдадут положенные квартиры. Но, к сожалению, делается это за счет москвичей-налогоплательщиков.
- Москва будет расти вширь?
- Нет, расширяться некуда. Строить будем внутри установленной границы. На наш век и век наших детей и здесь места хватит. К 2010 году мы закончим программу по сносимым сериям хрущевок. Идет вывод за городскую черту промышленных предприятий, свалок. Например, на месте полей аэрации в Люберцах будет второй Марьинский парк. Такая же участь постигнет поселок Северный, где 35 гектаров занимают осадочные поля. Будем строить завод по переработке осадков. Не дело, чтобы в цивилизованной Москве были такие неухоженные площади.
- Что вы испытываете, когда едете по городу? Не кажется ли вам, что новостройки искажают облик столицы?
- Не согласен, когда говорят, что облик Москвы искажается. Меняется - да. Вот здание МГУ на Воробьевых горах, о котором когда-то тоже спорили, только украсило город. А сейчас мы построили университету фундаментальную библиотеку, через пару лет введем в эксплуатацию еще два учебных корпуса, жилье для преподавателей. Эти новостройки тоже украсят Москву. Уже готовы некоторые объекты в Сити. Максимум лет через пять туда въедут деловые люди, чиновники. Сейчас приступаем к Сити-2 - это еще 800 гектаров. На Новом Арбате покрасим фасады высоток, благоустроим здания внутри - пусть пока стоят.
Среди новостроек особенно горжусь храмом Христа Спасителя. Мы построили его за пять лет, и я отношусь к нему очень трепетно...
Конечно, все видят и недостатки. Главный - заторы в движении, из-за чего и экология ухудшается. Но сейчас мы открыли последние участки Третьего транспортного кольца на Ленинградском шоссе, Сущевском Валу. Развязки позволят замкнуть кольцо - это шаг вперед в решении транспортной проблемы. Утвержден окончательный проект Четвертого транспортного кольца. Дайте пять-семь лет - и ситуация с пробками на дорогах будет поправлена.
- Городу, как выяснилось, не хватает детсадов: 12 тысяч малышей без мест. Запись по очереди идет на 2007 год. Как будет решаться эта проблема?
- В Москве растет рождаемость - и это добрый знак. В начале 90-х годов мест в садиках было больше, чем дошкольников. Ведомства стали их продавать и перепрофилировать. Часть незаконно проданных зданий постараемся вернуть по суду. Где невозможно - откроем новые. Вы только рожайте, а садики мы построим.
- Такое впечатление, что вы всегда держались в стороне от политики, партий или команд. Это помогает или мешает вашей работе?
- Я не политик. Я всегда был хозяйственником. И вообще категорически против манеры привязывать себя к какой-то личности. Хотя, признаюсь, с Лужковым мне работать приятно.
Когда меня переводили с одной должности на другую, я даже секретарей с собой не брал. И на новом месте не увольнял. А команду создавал из тех, кто там был. Если человек нормальный - сработаемся. Я только бездельников и пьяниц не люблю.
- Вы много ездите по миру. Какой город может служить для вас как строителя образцом?
- Что касается строительного процесса в целом, то, например, по объемам и темпам строительства Пекин нас опережает. Там сейчас некоторые элитные дома в центре можно сравнивать с самыми дорогими в Нью-Йорке... Я люблю и Париж, и Нью-Йорк, но все-таки Москва мне нравится больше всех.