ЛЕВ ЛЕЩЕНКО: ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!

Лев Лещенко - фигура легендарная. Ну кого еще на эстраде можно поставить рядом по степени народной любви? Магомаева, Ротару, Пьеху? При том ни громких скандалов вокруг его имени, ни сомнительных любовных пиар-романов. Никакой грязи, короче. Подумаешь о певце - и сразу всплывает фирменная лещенковская улыбка.Недавно народный артист России принял участие в телешоу Первого канала "Две звезды". Пел в паре с олимпийской чемпионкой - синхронисткой Настей Давыдовой. Но этот звездный дуэт "вылетел" слишком быстро. С чего мы и начали наш разговор.

ГОЛОС БОЛЕЕТ
- Лев Валерьянович, сильно расстроились?
- Я нет, но Настя рыдала. Мы с ней познакомились на президентском приеме. Втроем - она, ее партнерша Настя Ермакова и я - пели песню "Надежда". Они так чистенько интонировали, лихо все спели.
Конечно, нам с Настей было сложно бороться на "Двух звездах", к примеру, с парой Михаил Боярский и Анастасия Заворотнюк. Заворотнюк сейчас номер один. А многих ли наших звезд-спортсменов мы знаем в лицо?
Но все равно я доволен, что мы выступили в этом проекте. Я поражен Настиной работоспособностью. И на сцене, и в спорте. Ведь она приходила на съемку прямо с тренировки. В 8 утра Настя уже ныряет в бассейн и четыре часа занимается. И так каждый день. Вкалывает по-черному! Мало кто знает, что синхронистки под водой иногда теряют сознание, у них отнимаются ноги, немеют руки от нехватки кислорода!
- Какие вы ужасы рассказываете. Как Давыдова еще голос сохраняла после таких самоистязаний?
- Мужественная девочка.
- А у вас самого возникали проблемы с голосом?
- С голосом всегда проблемы. Я часто болею. Кстати, и в "Двух звездах" работал с жутчайшей ангиной. Слизистая слабая. То ли мне надо было вырезать гланды, хотя, говорят, что певцам это противопоказано - начинает сохнуть горло. Может, это мое детство послевоенное виновато, нехватка витаминов - мы даже жмых ели, несмотря на то что я жил в Москве.
Короче говоря, я часто болею, фарингиты у меня чуть не каждый месяц. Поэтому стараюсь ничем не злоупотреблять, утром полощу горло теплой водой, малейшее покалывание - тут же пью витамины.
- Случалось, чтобы голос пропадал совсем?
- Последний раз - в позапрошлом году. Никак не мог наладить голос, не смыкаются связки - и все. Ну, думал, конец. Но вот потихонечку, распевочки, две-три ноты раскачиваешь, дыхательная гимнастика... Восстановился, как человек после паралича, который заново начинает тренировать мышцы.
- Не пробовали закалять свою слизистую, голос какими-нибудь экзотическими методиками? Ну, скажем, йогой не пытались заняться?
- Чтобы заниматься йогой, нужно время. Но у меня множество дел. Я ложусь в два ночи, и мне нужно хотя бы до полдевятого поспать. А потом начинается круговерть, я должен все время куда-то бежать: репетиции, запись, концерты, бизнес, еще две эти команды баскетбольные у меня...
ЛЕВ В КОЛЬЦЕ
- Почему вы вложили деньги именно в баскетбол? А не, скажем, в более популярные в нашей стране футбол или хоккей?
- Я с 1954 года играю в баскетбол. Поначалу в Сокольниках, в школе, мы на уроках бросали мяч в кольца, сделанные из детских стульев. Наш учитель физкультуры был увлечен баскетболом. А в третьем классе я стал ходить в секцию "Динамо", на Войковской. Мы как раз переехали в дом, где жили известные динамовские спортсмены и сотрудники КГБ, где работал мой отец.
- Ваш папа был чекистом?
- Он работал в отделе кадров погранвойск, которые были при комитете. 30 лет прослужил, до звания подполковника... Так вот, на Войковской я уже стал серьезно заниматься баскетболом, в юношеской команде выигрывал первенство Москвы.
- Но рост-то у вас совсем не баскетбольный!
- Метр восемьдесят... Ну да, я был, можно сказать, маленький баскетболист.
- И вот, значит, вспомнили молодость и занялись двумя командами "Динамо"...
- Да, пять лет назад ко мне пришел школьный приятель и сказал, что у него есть один человек, тренер, работавший на Кубе. И есть возможность создать хорошую команду, первой лиги, дешевую, нужны буквально стартовые вложения. А потом мы можем привлечь кубинских баскетболистов. И я загорелся. Мы сделали сначала мужскую команду "Динамо" (Московская область), потом женскую. Сейчас обе играют в российской суперлиге.
- То есть вы их сами полностью финансировали?
- Нет, у нас был спонсор - одно стройуправление. Используя все наши связи, мы добились, чтобы этому СУ дали возможность построить в Балашихе жилой дом. А они нам выделили бюджет на три года.
- Так купили все-таки на Кубе баскетболистов?
- Тут интересная история. Мы с Шабтаем Калмановичем, известным бизнесменом, давно занимающимся баскетболом, написали письмо на имя Фиделя Кастро. А Сергей Шойгу, наш друг, Фиделю позвонил. И тот ответил, что если просит такой человек, как Шойгу, он нашей просьбе о кубинских легионерах дает, как говорится, ход.
И мы поехали с Шабтаем на остров Свободы. Вели переговоры, встречались с министром спорта.
- И что в итоге?
- В итоге Калманович взял для своего ногинского "Спартака" одну кубинку. А мы через полгода привезли двух девочек для своего "Динамо".
- Ваш баскетбольный бизнес процветает?
- А бизнеса особенного и нет. Вот у меня есть другое дело. Деревообрабатывающий комбинат во Владимире и два участка, где мы пилим дерево и обрабатываем.
- А что вас в лес-то потянуло?
- Вместе с компаньонами я занимаюсь лесным делом, у нас есть производственные мощности под общей вывеской "Мебельная фабрика", где выпускается различная качественная продукция из дерева, у которой свои постоянные заказчики в России и за рубежом. Вспоминаю, как в первые годы становления производства мои гонорары за концерты буквально на следующий день уходили на выплату зарплаты рабочим. Сейчас мы отдали фабрику в трастовое управление молодым ребятам, которые настолько увлеклись этим делом, что даже бросили свой банк. И сейчас во Владимире при поддержке губернатора мы очень хорошо развиваемся. Комбинат работает не на мебель, а в основном на деревообработку.
- То есть этот бизнес уже приносит вам существенную прибыль?
- Прибыли нет. Она пока только гипотетическая. Ребята постоянно расширяют производство.
ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА
- Лев Валерьянович, ну зачем вам это? У вас же столько концертов, в том числе дорогих, корпоративных!
- Интересно. Новое дело всегда увлекательно. Да, я много гастролирую. У меня по 10-12 концертов в месяц, записал недавно новую пластинку - 12 великолепных песен молодых авторов, ну и, конечно, моего постоянного композитора Вячеслава Добрынина. Меня часто приглашают в рейтинговые телепрограммы - Лолита, Малахов, Кизяков. Но, к сожалению, наша нынешняя эстрада превратилась в ремесло. Особенно у молодых исполнителей - косят и косят деньги под фонограмму. Я хоть пою живьем, извлекаю звуки, передаю людям свои эмоции, ведь в этом суть творчества. Но в целом я сейчас таким образом просто зарабатываю деньги.
Еще я курирую отделение менеджмента и маркетинга в Университете культуры, у меня есть свое агентство, которое называется "Государственный театр эстрадных представлений "Музыкальное агентство", есть благотворительный фонд "Добрые люди", цель которого - поддержка и развитие искусства, физической культуры и спорта.
- Кстати, о фонде. Что вас натолкнуло на мысль заняться благотворительностью? Был конкретный случай?
- Случаев много. В день я получаю 10-15 писем с просьбами о помощи. Я все их читаю. Бывают просто страшные по эмоциональному содержанию. Пишет девятилетний мальчик: "Моя мама лежит и умирает, а у меня нету денег на лекарства. Дядя Лева, пожалуйста, если можно, пусть моя мама не умрет, она такая молодая!" Это ситуация, в которой я не могу даже раздумывать, дать человеку деньги или не дать, я был обязан. И таких ситуаций масса.
Ко мне пришел человек. Он вернулся из "горячей точки", у него ампутированы кисти рук и обе стопы. И он говорит, что его спасет... корова, иначе четверо его детей умрут с голода. Да, он получает пенсию, но полторы-две тысячи рублей никак не могут решить его проблем. Я дал ему денег на корову и знаю, что он ее купил. Вокруг много беды. У меня в офисе работает девочка, у нее тяжело болеет мама, как я могу не помогать? Но я хочу помогать конкретно, да и все хотят помогать конкретно, в одиночку всех проблем не решить. И чтобы заинтересовать бизнесменов тратить деньги на благотворительность, нужно создать некий реестр, кому какая конкретно помощь нужна. Я пытался издавать журнал "Добрые люди", пытался составлять такой реестр, но вышло всего три номера.
- Почему?
- Как вам объяснить... Я не вижу ни у кого в глазах сочувствия, сердечности. В нашей стране на благотворительные нужды расходуется порядка 480 миллионов долларов в год. Мне все говорят: ой, как много! Разве это много? По три доллара на человека получается. В Америке миллиарды долларов расходуются на благотворительность. И там это делается системно!
НЕ ДУМНЫЙ ДЬЯК
- А почему бы вам не отстаивать свои идеи в какой-нибудь политической структуре? Не стать, скажем, депутатом Госдумы? Ведь ваши коллеги по сцене Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум - депутаты.
- Знаете, я считаю, что политика - это дело профессионалов. И для того, чтобы вести какую-то созидательную работу, нужно хотя бы иметь время сидеть на думских заседаниях. У меня нет такой возможности. Да и политика в чистом виде меня никогда не интересовала. Я понимаю, что это процесс достаточно эфемерный - сегодня так, завтра иначе. А быть флюгером я не хочу. У меня есть абсолютно устойчивые человеческие убеждения. Да и, повторяю, времени у меня на политику нет.
- А какое у вас вообще отношение со временем? Для вас оно быстро течет, вы контролируете его, можете, скажем, замедлить?
- Я не волшебник, и все, конечно, относительно. Когда я попадаю на дачу, например, время течет медленно, я не знаю, чем заняться. То ли мне телевизор посмотреть, то ли читать, то ли писать. В Москве, понятно, время невероятно спрессовано. И вот я сейчас, после конкурса молодых исполнителей в Саратове, возьму паузу и поеду дня на три в Сочи. Я очень люблю Сочи, буду просто гулять, бродить пешком, есть овощи, фрукты...
- ... Думать о вечном.
- Да, о вечном думаешь все больше и больше. Как сказал Юрий Трифонов, когда тебе за сорок, жизнь уже не кажется бесконечной. Я сейчас каждый день думаю об этом. И меня успокаивает мысль, что наша галактика уже 13 миллиардов лет существует и, наверное, еще столько же просуществует. И Земля еще 5 миллиардов лет будет крутиться.
- Вы уверены?
- Будем надеяться. Представляете, что за это время может произойти? Земля может остыть, может наступить новый ледниковый период, потом опять зародится жизнь. Кстати, моя жена очень интересуется всеми этими предсказаниями, пророчествами и т.д. Берет, к примеру, книжку, теорию чисел Пифагора, и считает квадрат судьбы. Это очень любопытно.