НЕПОЛНАЯ ЯСНОСТЬ

В прошлом выпуске мы говорили о рекламе и сертификации БАД в России. В продолжение нашей темы

В прошлом выпуске мы говорили о рекламе и сертификации БАД в России. В продолжение нашей темы хочется отметить следующее.
Эксперты независимого органа по добровольной сертификации должны проверять, какие вещества содержит БАД и действуют ли они в ее составе - в определенной выпущенной и представленной производителем на сертификацию серии. Под независимым органом подразумевается орган, аккредитованный в соответствии с законом "О техническом регулировании", по которому практически каждый может заявить о своем желании заниматься добровольной сертификацией. Изъявивший такое желание готовит свою систему сертификации, которая аккредитуется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Системы сертификации могут быть разными, и в зависимости от того, к кому обратится производитель, он может получить сертификат, в котором указан более широкий или, напротив, более узкий спектр показаний к применению его продукции.
Я думаю, такой подход несовершенен. Чтобы сделать его более надежным, ФС "Роспотребнадзор" создала центральный орган по сертификации, который получил полномочия на аккредитацию всех желающих создать собственную систему сертификации, но по единой методике, утвержденной Роспотребнадзором.
И еще один важный момент, касающийся добровольной сертификации. Она нужна производителям БАД только в том случае, если в сертификатах будут отражаться вопросы эффективности, определяемые анализом биохимических показателей и клиническими исследованиями при нарушениях гомеостаза различных систем организма. При этом производителю БАД предоставляется право использовать заключение органа добровольной сертификации в разъяснительной и рекламной деятельности. Отсутствие этих положений ставит под сомнение целесообразность добровольной сертификации, т.к. для производства и реализации БАД достаточно иметь свидетельство о государственной регистрации.
В целом же существующая система регистрации и сертификации БАД в России достаточно эффективна, но она содержит ряд неписаных положений, которые затягивают процесс регистрации до 6 - 10 месяцев вместо предусмотренных двух.
Если говорить об участии Ассоциации БАД во всей проводимой работе, должен отметить, что наша задача - защита интересов разработчиков и производителей БАД во взаимоотношениях с государственными структурами, выработка единой политики и тактики.
Фактически для Роспотребнадзора и Главного санитарного врача РФ мы являемся представителями всего сообщества производителей БАД, хотя в нашу ассоциацию входят далеко не все. И такое взаимодействие с Роспотребнадзором полностью согласуется с нашими планами, потому что мы также хотим, чтобы все биодобавки на российском рынке были полностью безопасными и эффективными.
Однако есть момент, в котором мы бессильны. Каждый год мы возобновляем с Рос-потребнадзором договор о сотрудничестве. Мы участвуем в разработке СанПиНов, методических рекомендаций. Но против фальсификаторов мы сейчас ничего не можем сделать. И это естественно: фальсификация - это преступление, а преступлениями должны заниматься правоохранительные органы. Почему они ими не занимаются, мне неизвестно.
Законодательно сегодня регламентируются все технические стороны производства и оборота БАД. Однако совершенно не регулируются действия, относящиеся к этике взаимоотношений участников оборота БАД.
Учитывая все возрастающее значение биологически активных добавок к пище для поддержания здоровья населения России, и Федеральная служба Роспотребнадзора, и Ассоциация БАД усиливают свою деятельность в плане ревизии состояния нормативных документов и приведения их в соответствие с задачами текущего момента.
Затрагивая вопросы работы систем производства и оборота БАД в условиях действия федерального закона о рекламе и функционирования органов добровольной сертификации, поневоле надо отметить, что существующая на сегодня практика реализации БАД попала в сложное положение. По требованиям СанПиН БАД должны продаваться в аптечной сети и в специализированных отделах магазинов. Однако из-за незнания провизорами состава и свойств биологически активных добавок, не говоря о продавцах гастрономов, объемы реализации БАД в этой системе нуждаются в росте. В этих условиях наиболее эффективным способом реализации остаются мультилевельные сети, строящие свою работу на индивидуальном просвещении каждого потребителя. Понимая важность и перспективность аптечной сети, нами достигнуто с ректоратом Московской медицинской Академии им. Сеченова соглашение о включении предмета "Биологически активные добавки" в программу послевузовской подготовки провизоров.
Аналогично провели переговоры об организации чтения курса лекций по БАД в программах послевузовской подготовки врачей в Московском медико-стоматологическом Университете. Ведем переговоры и об организации повышения квалификации врачей по этому предмету и в Санкт-Петербургской медицинской Академии.
Коснувшись вопроса реализации БАД в аптечной сети, должен отметить, что Федеральная служба Роспотребнадзор письмом от 26 апреля 2006 г. известила территориальные управления и главных врачей федеральных учреждений здравоохранения о системе добровольной сертификации и о создании экспертного Совета в этой системе, а 7 июня вышел документ ФС "Роспотребнадзор" об усилении надзора за оборотом БАД к пище. В этом документе впервые обозначено, что производство и оборот БАД допускается только после подтверждения их соответствия нормативным документам и заявленной эффективности после экспертизы в органе добровольной сертификации. Впервые указано, что текст инструкции по применению БАД должен базироваться на результатах, признанных в сертификатах соответствия системы добровольной сертификации.