ВИТАЛИЙ КАЛОЕВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОССИЮ

В течение ближайших дней россиянин Виталий Калоев, отбывающий наказание в швейцарской тюрьме за убийство авиадиспетчера Петера Нильсена, вернется на Родину. Решение о его досрочном освобождении было вынесено вчера в Швейцарии. Дома, во Владикавказе, решения из Лозанны ждал вчера двоюродный брат Виталия, глава рода Калоевых Константин Калоев.

- Телефоны буквально разрываются, - сказал "Труду" через несколько минут после получения новостей из Лозанны Константин Угалукович. - Все друзья и знакомые в сильнейшем стрессе от радости - кто плачет, кто смеется от радости за Виталика. Весь день я смотрел новости, слушал радио - был как на иголках. Пока не началось судебное заседание, несколько раз звонил нашему адвокату Маркусу Хугу в Лозанну. Тот сказал, что даже в случае согласия суда с апелляцией прокурора, он будет продолжать борьбу за своего подопечного вплоть до Страсбургского суда по правам человека. Я в субботу разговаривал с самим Виталием.
В среду вечером, перед решительным днем, все родные и близкие Виталия собрались у него в доме и молили Бога о помощи. По словам адвоката Виталия Калоева, ситуация в Федеральном Верховном суде складывалась драматически. Двое из пяти судей встали на сторону обвинения, двое поддерживали защиту Калоева. Переломить ход событий мог пятый судья, который, по словам адвоката, колебался в принятии решения. Так и случилось. Большинство судей отклонили жалобу прокурора и признали правомочным решение кантонального суда Цюриха о досрочном освобождении.
Кстати, открытые слушания во дворце Монрепо, где размещается суд - дело чрезвычайно редкое, так как высший судебный орган Швейцарской конфедерации прибегает к ним только в делах, вызывающих повышенный интерес общественности. Внимание к процессу Калоева носит особый характер из-за широкого резонанса самого дела.
- Мне звонят не только родственники, но и журналисты, друзья и знакомые Виталика, - продолжает брат Калоева. - Звонили и из Москвы, и даже из Сочи его бывшие коллеги по работе - строители. Представляете, в каком напряженном ожидании находились сестры Виталия, которые за эти несколько месяцев приготовили его дом к прибытию дорогого гостя. И сколько разочарований им выпало, когда его не освободили летом. Я думаю, что не будет преувеличением сказать: почти каждый житель Осетии сопереживает Виталию.
Теперь судьбой Виталия Калоева займется миграционная служба Швейцарии. Его переведут из тюрьмы в одно из зданий службы исполнения наказаний. По мнению Константина Калоева, долго его держать у себя швейцарцы не будут.
- Они очень расчетливые люди, - говорит брат Виталия. - Его содержание стоит денег. К тому же, Виталию должны выплатить определенную компенсацию за содержание в тюрьме с 24 августа - первоначальную дату его освобождения.
Мы решили сделать несколько звонков людям, которые действительно никогда не были знакомы с Калоевым.
- Я очень переживала за него, - делится заместитель главного редактора газеты "Экран Владикавказа" Заира Джанаева. - Нам было непонятно упорство этих судей и особенно этого прокурора в желании помучить подольше нашего соотечественника. Наверно, из них никто не потерял всю свою семью...
- А мне до слез радостно стало, - говорит директор Владикавказского центра социальной защиты Фатима Кокаева. - Наконец, судьи вошли в положение человека, который от горя чуть рассудка не лишился. Он же сколько мучился до того как прийти к этому диспетчеру.
К этому же мнению присоединилась и жительница Владикавказа Анжела Бураева: "Они не понимают нас совсем. Для них мы - дикие жители гор. Да, Виталий поступил по-мужски. Вся Северная Осетия с ним, мы рады счастливому исходу этой затянувшейся эпопеи".
СПРАВКА "ТРУДА"
В октябре 2005 года Калоева приговорили к восьми годам заключения за убийство диспетчера компании "Скайгайд" Петера Нильсена. Именно он дежурил в ночь с 1 на 2 июля 2002 года. Тогда в небе над Боденским озером, в зоне ответственности "Скайгайд", российский самолет Ту-154 столкнулся с грузовым "Боингом".
В этой авиакатастрофе погиб семьдесят один человек. В том числе сорок пять детей из России и Белорусии, летевших на каникулы в Испанию. Виталий Калоев потерял тогда всю свою семью - жену, сына и дочь. В итоге россиянина приговорили к восьми годам заключения в тюрьме строгого режима.
В июне этого года суд смягчил наказание Калоеву до пяти лет и трех месяцев. В конце августа истекло две трети нового срока. И по швейцарским законам Калоев мог выйти на свободу.
Однако тогда выйти на свободу, россиянину было не суждено. Еще на первом процессе прокурор Ульрих Ведер отверг все доводы о невменяемости подсудимого и потребовал для Калоева 12 лет заключения. Прокурор пытался обжаловать приговор, а на втором разбирательстве выступал против сокращения срока заключения. После того как суд все же сделал это, Ведер обжаловал решение в федеральном суде.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь ТРУНОВ, председатель президиума Коллегии адвокатов г. Москвы:
- В мировой практике условно-досрочное освобождение довольно распространено. Во многих западных странах человек, отсидевший в тюрьме две трети срока, имеет право на такую процедуру. В том числе и по таким тяжелым статьям, как убийство. Но и у нас в России есть подобная практика. Хотя, по сравнению с тем же законодательством Швейцарии, у нас все намного сложнее. Например, если у человека пожизненное заключение, то он должен отсидеть не менее 25 лет, чтобы подать ходатайство об освобождении. А если заключенный находится в колонии строгого режима, то такого лишь могут перевести на общий режим. О настоящей свободе речь не идет.
Этим мы и отличаемся от западной системы правосудия и наказания. Там человек, случайно оступившийся и реально ступивший на путь исправления, действительно может выйти досрочно на свободу. Например, в Германии количество преступлений совершаемых в год намного больше, чем в России. А вот в тюрьмах там сидит людей на порядок меньше, чем у нас. Наши зоны переполнены. Поэтому, в нашей стране так популярны амнистии к праздникам. Это ведь не депутаты такие добренькие, а просто заключенных сажать уже некуда.