Главная Культура Афиша 00:07 09 Ноября 2018 2254
«Царская невеста» добралась до краешка земли
Ирина Колодяжная в партии Любаши. Фото Геннадия Шишкина. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

С тех пор как во Владивостоке открылся огромный оперный театр, построенный по образцу театра в южнокорейском Коянe, прошло пять лет. Из них почти три года театр живет под брендом «Приморская сцена Мариинского театра», и все люди искусства с Дальнего Востока просто молятся на Валерия Гергиева. Хотя шеф Мариинки и не так часто приезжает в филиал театра на берегу легендарной бухты Золотой Рог, как это хотелось бы местному зрителю: все-таки расстояние почти в 7 тысяч километров, а прямое авиасообщение между Санкт-Петербургом и Владивостоком, как ни странно, отсутствует...

Расстояния для Гергиева никогда не были помехой. Он, пожалуй, единственный, кто из представителей отечественного культурного истеблишмента распознал фантастический потенциал этого региона, связанный не с морскими и прочими ресурсами, а с душой этого края и его локацией. Владивосток оказался в нужном месте в нужное время. Рядом Япония, которая сходит с ума от классической музыки, Китай и Корея, где живет второе, а быть может, даже первое поколение меломанов. А до ближайших оперных театров на территории России — в Якутске 2 тысячи, в Красноярске 3 тысячи километров. Поэтому сегодня нет лучшего места в мире, чем Владивосток, для создания новой российско-паназиатской культурной столицы.

И туристический поток с приходом Мариинского театра во Владивосток растет в геометрической прогрессии. Хотя, признаем, аншлаг в театре — явление не повседневное, что вполне естественно для места, где пять лет назад еще не было ни собственной балетной, ни оперной труппы. На первых порах Мариинский лишь мудро отдавал Владивостоку свои проверенные временем петербургские работы, где и сейчас появляются солисты головного театра, и привлекал внимание выступлениями звезд на фестивальных неделях, что стали уже прекрасной летней традицией.

Начиная нынешний театральный сезон, Приморская сцена Мариинки впервые отважилась на собственную премьерную постановку. Выбор пал на оперу Римского-Корсакова «Царская невеста», которая сегодня является абсолютной рекордсменкой по числу новых версий на российских сценах. И Мариинский театр только нынешним летом выпустил совсем иную версию этой оперы от постановщика Александра Кузина в Санкт-Петербурге. Теперь две мариинские «Невесты», очень разные и разлученные расстояниями, символизируют безграничность того музыкального царства, где правит Валерий Гергиев.

За постановку во Владивостоке взялся главный режиссер Новосибирского оперного театра Вячеслав Стародубцев в тандеме со сценографом и автором костюмов Петром Окуневым. Место за дирижерским пультом занял молодой романтик Антон Торбеев. Внешне стилистика спектакля традиционна, но его внутренняя энергетика такова, что постановка смотрится как детектив с элементами мистики: то ли тому виною зелье немца Бомелия (точная характерная работа тенора Алексея Костюка), то ли в этом и таится высшая воля Грозного царя, являющегося в устрашающе загадочном образе какого-то позолоченного языческого божества, одержимо жестокого.

В центре сцены — будто заговоренное пространство в виде куба, где происходят ключевые события оперы. Заглавная героиня — царская невеста Марфа Васильевна в исполнении чувственной Анастасии Кикоть (сопрано), «черноволосая, с собольей бровью» — проходит свой полный трагизма жизненный путь, начав его в небесно-голубом, а завершает в одеянии кровавого цвета. Точно в таком же наряде в финале появляется и отравительница Любаша (Ирина Колодяжная, которой, к сожалению, партия не по голосу). Но кода спектакля пробирает до мурашек...

Хотя честная попытка исполнить одну из самых трудных опер русского репертуара силами своих солистов далась Владивостоку с явным трудом. Но в регионе на краю земли, где нет консерватории, формирование оперной труппы — задача архисложная, не знающая простых и быстрых решений, требующая терпения и мудрости.

В грандиозных планах Гергиева — построить во Владивостоке еще и современный концертный зал, создать транснациональную академию для обучения и совершенствования молодых музыкантов, оперных певцов и артистов балета...

А если есть театр и хорошее учебное заведение, значит, есть и будущее? По-другому не бывает.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 6709
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

Афиша 01:01 / 07 Марта 2024 4444
Хоррор по-русски

Ну очень щекочущая нервы выставка в Трубниках

Дарья Ефремова
Труд
Выставка вышла не очень страшной, но вполне атмосферной. Фото предоставлены ГМИРЛИ

В Доме Остроухова в Трубниках — отделе Госмузея истории российской литературы — открылась выставка, претендующая на панорамное видение большой культурологической темы — «От элегии до хорора:...

Афиша 00:45 / 07 Марта 2024 4318
Изгнание из сераля

Моцарт на берегах Волги рассказал о потерянном рае

Сергей Бирюков
Труд
В этой попытке Востока и Запада сойтись первый оказался мудрее (Осмин – Гарри Агаджанян, Педрильо – Владимир Куклев). Фото предоставлены Нижегородским театром оперы и балета

Почему «Похищение из сераля» ставится неизмеримо реже других опер Моцарта? Посмотрев премьеру Нижегородской оперы на ее новой площадке — в Пакгаузе на Стрелке, я... еще менее готов ответить на этот...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?