Главная Культура 00:11 09 Ноября 2018 2281
«Светланов - это вселенная»

Александр Ведерников – о великом предшественнике, разрыве с Большим театром и отношениях русского дирижера с бюрократией

trud.ru
Фото: globallookpress.com

Завтра и послезавтра в Московской консерватории — фестиваль «Вселенная — Светланов!». Ничего подобного раньше здесь не было: 13 концертов во всех залах вуза в честь 90-летия одного из самых его прославленных выпускников. «Вселенная» — потому что Евгений Светланов был не только великим дирижером, но и великолепным пианистом, сам же себя он считал прежде всего композитором, возводя истоки своей ярко русской интонации к Чайковскому и Рахманинову.

И в афише — имена крупнейших музыкантов нашего времени: пианиста Бориса Березовского, скрипача Вадима Репина, виолончелистов Александра Князева и Александра Рудина, певцов Богдана Волкова и Петра Мигунова... Среди них — выдающийся русский дирижер Александр Ведерников, который приедет, чтобы дать мастер-класс для своих молодых коллег.

Сын великого оперного баса Александра Филипповича Ведерникова и известной органистки Наталии Николаевны Гуреевой, Ведерников-младший самим фактом рождения был обречен на особые отношения с музыкой. Еще не достигнув 30 лет, молодой выпускник Московской консерватории оказался востребован в лучших оперно-балетных театрах мира, а с 2001 по 2009 годы был музыкальным руководителем Большого, где ставил оперы от классического «Евгения Онегина» до экспериментальных «Детей Розенталя». Потом — не нашел понимания у дирекции в своем желании сделать театр менее бюрократическим, труппу более мобильной и не столь перегруженной мало уже на что способными возрастными «народными артистами». Зато оказался нарасхват на Западе, сейчас возглавляет Датскую королевскую оперу. И — хранит верность светлановской традиции, продолжателем которой себя считает. Судил выступления молодых коллег уже на трех международных конкурсах имени Светланова. На последнем из них, прошедшем в Париже, и состоялся этот наш разговор о русской дирижерской школе, ее светлановской традиции, о том, каково делать музыку в мире правил, установленных российской бюрократией.

— Когда я формировался как человек и музыкант, это были годы расцвета искусства Евгения Федоровича — начал Александр Александрович — и мы, студенты консерватории, старались использовать каждую возможность для приобщения к нему. Благо далеко идти было не надо — всего лишь пересечь двор между учебным корпусом и Большим залом... Евгений Федорович ясно осознавал свою сверхзадачу — как можно шире играть русскую музыку, причем не только хрестоматийную, но и ту, которая, по его мнению, была несправедливо недооценена — например, симфонии Мясковского. По масштабу сделанного — это действительно музыкальная вселенная.

— Какова идея ваших мастер-классов на грядущем светлановском фестивале? Посвятите их репертуару Светланова?

— Конечно, опорой будет то, что он любил и в чем был непревзойден — это русская музыка второй половины XIX и начала ХХ века. Но главную цель я бы с формулировал так: дать представление о том, как современному дирижеру достичь успеха в профессии и притом сохранить верность себе.

Надо понимать, что деятельность дирижера в России имеет свои особенности. На нем лежит широкий спектр обязанностей, многие из которых даже не имеют прямого отношения к музыке. Например, надо заботиться о хороших отношениях с властью, ибо другого серьезного источника финансирования филармонического искусства в нашей стране нет, а симфонический оркестр в принципе не может быть предприятием прибыльным. А вот важной культурной доминантой города, где тебе выпало работать, он должен стать. Чтобы о нем знали и шире, по стране, а возможно, и за ее пределами. Чтобы приезжали на гастроли яркие солисты, дирижеры. В России не так много филармоний, работающих на таком уровне. Образец — Екатеринбургская, несущая огромную просветительскую нагрузку.

Еще одна российская сложность: практически невозможно достичь взаимодействия между несколькими коллективами. Допустим, ты хочешь сделать оперную постановку, а денег на нее не хватает. Предлагаешь копродукцию трех-четырех театров, но тебе скажут: у нас по закону деньги могут быть выделены одному коллективу на конкретную работу, и он не имеет права ими с кем-то делиться. Тебе дали средства — изволь отчитаться спектаклем. А не четвертью или третью спектакля. Конечно, когда очень надо, выкручиваешься. Скажем, оформляешь работу как аренду зарубежной постановки, ввозишь ее на полгода, потом должен обязательно вывезти, чтобы таможня не придралась. Вот почему, кстати, у нас все копродукции в Большом театре были только с иностранными коллективами.

Или такая законодательная нелепость: ни одно наше учреждение культуры не может иметь нескольких учредителей. Хотя все крупнейшие театры мира — например, Ла Скала — учреждены государством, городом, районом, частными фондами. И это значительно расширяет их правовые, финансовые возможности.

— В Датской Королевской опере, где вы сейчас главный дирижер, этих странностей нет?

— Этих— нет. Там ты, например, не должен заниматься административными вопросами, а только предоставляешь театру, так сказать, свое творческое лицо, доказываешь высокий творческий уровень труппы своей прямой работой. С другой стороны, это коллектив непростой хотя бы уже потому, что здесь под началом одного генерального менеджера существуют по сути три различных театра: опера, балет и драма. Недавно опера получила новое здание, построенное меценатом — и тут интендант озаботился: у нас нет столько людей и денег, чтобы заполнить две сцены. Его успокоили: добавим. Но вместо этого, наоборот, срезали и деньги, и штат, пришлось сократить ряд хористов...

— Удается поставить на датской сцене что-то русское?

— Мой репертуар определен на весь срок контракта, подписанного по сезон 2020-2021 включительно. И я уже знаю все, что буду дирижировать. В этом году предстоит новая постановка «Турандот» Пуччини и оперы американца Джона Адамса «Никсон в Китае» — которая, кстати, осенью 2020 года приедет в Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко не без моей подачи и под моим управлением. Через год буду дирижировать новую постановку «Кармен», «Симона Бокканегра» и «Парсифаля». Что касается русской музыки — пару лет назад я дирижировал «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Но русская опера в Дании не так популярна, как, например, в Париже.

— Королевская семья в Королевскую оперу ходит?

— А как же! Уже на моей памяти раза три приходила... Меня даже инструктировали: если на спектакль пожаловала королева, ты должен поклониться сперва ей, потом остальным.

— Нет мысли возобновить сотрудничество с Большим театром?

— У меня были от них предложения, но нет ощущения, что они сами в состоянии их вытянуть. Поэтому я пока все отклонил.

— Какой русской работой на Западе гордитесь? А совсем не русской?..

— Горжусь тем, что пять лет назад провел в Монпелье очень, по-моему, удачное концертное исполнение «Жизни за царя» Глинки. Ну и, конечно, «Кольцо нибелунга» Вагнера, которое мы сделали этой весной на базе Симфонического оркестра города Оденсе.

— Что, связанное с памятью вашего отца, задумываете?

— Запланирован концерт памяти Александра Филипповича с Госоркестром 23 декабря 2019 года.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7719
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5440
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4636
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4227
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4212
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?