Михаил Горбачев: За 46 лет ни один водитель меня не подрезал

Как признался ведущий проекта «Россия рулит» на НТВ, он боялся машин и потому решил научиться классно водить

Он плохо писал школьные сочинения, но стал журналистом, а потом и писателем. Боялся машин, потому что они попадают в ДТП, и оттого решил научиться классно водить. По крайней мере, именно так трактует свою творческую биографию автогонщик и ведущий эфиров Михаил Горбачев, полный тезка первого и последнего президента СССР. А сегодня он представляет один из самых зрелищных проектов телеканала НТВ «Россия рулит».

— Приходить к идее от противного — черта вашего стиля?

— Похоже, так. Вот и получив приглашение на этот проект, я отнесся к нему с некоторым скепсисом: где взять участников, способных справиться с предложенными 90 трюками, требующими изрядной подготовки: Но масштаб впечатлил! Павильон размером почти с футбольное поле, более 200 зрителей, шикарное оформление и съемки в режиме прямого репортажа. Увлекательно, не правда ли? Да и наша цель — найти лучшего водителя России — не из заурядных. Пока отснято семь отборочных выпусков. Этап за этапом участники выполняют все более сложные трюки. Одни приносят видео своих «крутых виражей», другие упражняются на глазах у изумленной публики. Все это требует предварительной тренировки. Когда на тебя смотрят сотни зрителей и 20 камер, задача усложняется. В финале остаются лишь 10 претендентов на победу, для этих водителей подготовлены архисложные испытания. Зато и приз для победителя серьезный — автомобиль! Из тысячи претендентов на участие в программе отобрали 70 человек. О каждом снят небольшой ролик. Все они — большие любители автомобилей, успевшие за свою жизнь что-то изобрести, сконструировать...

— Но это не звезды, как это принято в других телешоу?

— Нет, и в этом проблема. Наша публика любит наблюдать за знаменитостями. А если человек такой же, как ты сам, надо из кожи лезть, чтобы зрителю по ту сторону экрана стало хоть чуточку интересно. Возможно, в таких случаях в людях говорит зависть. Звездам-то завидовать бессмысленно, а такому, как ты, вроде бы не грех. Лично мне все наши участники очень интересны, а вот как к ним отнесется зритель, пока не знаю. Надеюсь, общими усилиями мы найдем дорогу к их сердцам. К сожалению, сейчас все, что связано с автомобилем и с секретами его вождения, не очень-то близко массовой аудитории.

— Разве? Машина уже давно не роскошь, а средство передвижения. Хоть для столиц, хоть для глубинки.

— Это так, но, честно говоря, хотелось бы раздвинуть рамки интереса автолюбителей. Сегодня они узковаты: в основном водителя волнуют сугубо утилитарные вопросы: как не заплатить штраф или как купить авто, которое долго не будет ломаться и не потребует много денег на ремонт.

— Может, просто у автомобилистов слишком много других забот: пробки, драконовские штрафы, эвакуаторы: Тут действительно не до шоу высоких скоростей.

— Шоу — это тоже часть общей автомобильной культуры. А наше создано еще и для того, чтобы зритель с интересом провел субботний вечер. Утяжелять программу рутинными проблемами не нужно. А вот работать на повышение той самой автомобильной культуры просто необходимо. Сравните с Европой. К примеру, в Германии на гонки приходят порядка 85 тысяч зрителей.

У нас на дрифт (фигурное вождение автомобиля) собирались, самое большее, тысяч 18. А ведь в нашем телепроекте демонстрируется мастерство точного вождения автомобиля в особо сложных условиях. Покрытие в павильоне сделано из полированного бетона, который не «сорвет» автомобилю шину, но в какой-то момент сцепление колеса с ним вообще пропадает.

— И этот опыт нужен обычному водителю? У нас и так хватает лихачей на трассах общего пользования.

— Надеюсь, любой опыт полезен, а просмотр роликов об уникальных героях программы «Россия рулит» расширяет кругозор. Так, одна из наших участниц, которая лишь недавно получила права, установила рекорд скорости на внедорожнике по льду Байкала. А что касается ваших опасений, то давно замечено: чем чаще человек посещает автогонки, тем аккуратнее потом ездит сам. Разруха, перефразируя известного литературного героя, — не на дорогах, а в головах. Отсюда и агрессия за рулем, и соблюдение ПДД только из-под палки, из-за боязни штрафа.

К сожалению, у нас нет закона о неизбежном лишении водительских прав злостных нарушителей — то есть тех, на кого штрафы сыплются один за другим. Был бы он, многие бы вели себя за рулем куда аккуратнее. Всего-то и нужно — следовать разметке, видеть знаки, правильно парковаться и не нарушать скоростной режим. Тем более что гонять по городу стало абсолютно бессмысленным занятием. Совершенно неважно, с какой скоростью вы будете ехать от пробки А до пробки Б, — это не повлияет существенно на время вашего приезда в пункт назначения. Я как ведущий радиопрограммы о безопасной езде знаю это на практике — за три года получил всего два штрафа.

— А как быть, если ты со своей аккуратностью оказываешься белой вороной?

— Знаете главный принцип, который я исповедую? На дороге ваша цель — исправлять ошибки других людей. Ругаться, даже мысленно, на тех, кто подрезал вас, опасно ускорился или, наоборот, затормозил, — дурной тон. Лучше заранее увидеть, что кто-то собрался вас подрезать, — и пропустить вперед, таким образом исправив его ошибку и обезопасив себя, а также других участников движения. Я с 1973 года езжу только так. И за все это время, за 46 лет, ни один водитель не подрезал, точнее, мне не помешал.

— Ну тогда у вас многое еще впереди... Дайте совет: как начинающим автомобилистам побороть свою неуверенность?

— Есть только один путь: через практику. То есть садиться и ехать. Без этого никакие теоретические познания не помогут вам уверенно чувствовать себя на дороге.

— Вопрос про матчасть: по какому принципу выбирать машину человеку с доходом чуть ниже среднего, недавно получившему права и имеющему семью с детьми?

— В первую очередь надо убедиться, что на автомобиле стоят четыре брендовых шины, а не дешевая резина — разница в сцеплении у тех и других огромная. Во-вторых, в салоне должно быть максимальное количество электронных устройств и помощников водителя: и АБС, и ЕСП. И наконец, для города удобнее коробка передач — автомат. Водитель и так должен перерабатывать слишком много информации — ручное переключение скоростей сильно отвлекает.

— Что лучше — подержанная крутая иномарка или отечественная модель с конвейера?

— Если человек сам хорошо разбирается в автомобилях или имеет грамотного технического советчика — выбор за подержанной иномаркой. Так покупатель получит авто более высокого класса. Но если знания о технике скромные и нет квалифицированного консультанта — надо брать новую машину, пусть она и будет классом ниже, чем в предыдущем варианте. В Америке даже есть такая шутка: если вы покупаете «бывалый» BMW или Mercedes без хорошего механика, считайте, что вас разденут... Как человек, который работал автослесарем в Германии, подтверждаю — это правда! Вы разоритесь на ремонтах вашей «фирменной» старушки.

— Еще важный вопрос: где чинить автомобиль и проходить ТО — у официалов или «в гараже» у своих ребят, берущих втрое дешевле?

— Понятно, что надежнее иметь дело с дилером. Но если полное обслуживание там не по карману, можно провести диагностику у официалов, а ремонтироваться у дяди Васи. При этом выбирать «гараж» желательно по рекомендации.

— И все же от нештатных ситуаций на дороге не застрахованы даже гонщики. Как вы действуете в случае форс-мажора?

— В доли секунды всплывают навыки, полученные при изучении основ контр-аварийной подготовки. Они как раз и нужны, чтобы водитель в непредвиденных обстоятельствах не потерял то время, которое у него остается на принятие единственно правильного решения. На курсах такие острые ситуации специально провоцируют, водитель к ним привыкает, и в голове у него «записывается» программа действия, которая при необходимости будет автоматически включаться.

— В чем, по-вашему, системная недоработка наших автошкол?

— В том, что человек, получив права, выезжает на дорогу совершенно неподготовленным. Его не научили двигаться по автомагистрали, где средняя скорость 100-120 км в час. Потому что у нас учебная езда на магистрали запрещена, и это — большая глупость. Во всех странах она разрешена, чтобы помочь водителю привыкнуть к скорости. То, как действуют у нас, равносильно выдаче аттестата школьнику, который не обучен писать буквы. Если откровенно, автошкольного образования у нас, на мой взгляд, просто нет. Есть некий набор действий, которые вам навязывают, чтобы вы получили права. Не более того.

— Вы ведь были автогонщиком еще в эпоху СССР?

— Люди, которые увлеклись автоспортом в Советском Союзе, действительно были фанатами. Они строили машины сами и знали их от первого до последнего винтика. Советский гонщик мог раздобыть из-под земли любые запчасти и оснастить ими «Жигули». Пока другие охотились за импортными холодильниками, мы доставали шины и масла. Для нас гонки стали неизлечимой страстью. Я в свое время ушел из Министерства внешней торговли, чтобы заниматься автоспортом. Со стороны казалось, это поступок сумасшедшего. Но для меня тот выбор был единственно возможным и правильным. Похоже, я все-таки не ошибся.