"ДАЙТЕ МИРУ ШАНС"

Исполнилось 20 лет с того дня, когда в Нью-Йорке был убит выдающийся английский рок-музыкант, певец, композитор и поэт Джон Леннон, организатор и лидер знаменитой группы "Битлз".

Трагедия произошла поздним вечером 8 декабря. Узнал я о ней, будучи в Сан-Франциско, куда я приехал в командировку из вашингтонского корпункта "Труда". Подхожу в гостинице к стойке портье за ключом от номера, а по телевизору передают: "15 минут назад неизвестный стрелял в Джона Леннона у его дома в районе Центрального парка на Манхеттене". Смотрю на часы. В Нью-Йорке скоро полночь - значит, в Москве восьмой час утра, так что есть время узнать подробности покушения и передать информацию в редакцию как раз в начале рабочего дня. И "Труд" в числе первых опубликовал сообщение своего собкора о гибели Леннона (он скончался вскоре покушения в ночь на 9 декабря).
Выяснилось, что стрелял в Джона некий Марк Чэпмен, за неделю до того прилетевший в Нью-Йорк из Гонолулу, где работал вахтером. Страстный поклонник "Битлз", женатый, как и Леннон, на японке, он на первом допросе в полиции, которой сдался без сопротивления, проявил себя сущим маньяком: сказал, что "услышал голос дьявола", он, дескать, и "приказал убить Леннона".
С тех пор Чэпмен сидит в тюрьме, его прошение о помиловании в связи с 20-летием трагедии было отклонено ввиду протестов со стороны вдовы Джона Йоко Оно и многочисленных почитателей лидера группы "Битлз". А тогда, спустя уже неделю после гибели Леннона, в Центральном парке, прямо напротив его дома, собралось более ста тысяч человек. Звучала знаменитая песня Джона Леннона "Дайте миру шанс". Он написал ее в 1969 году, в разгар вьетнамской войны.
Протест против войн и насилия был, можно сказать, в крови этого человека. Когда Джон появился на свет 9 декабря 1940 года в Ливерпуле, этот город бомбила немецкая авиация. И ушел он из жизни от руки террориста-маньяка, разгуливавшего по Нью-Йорку с пистолетом. Кстати, в тот год в этом крупнейшем американском городе судьбу Леннона разделил 701 человек.
В 20-ю годовщину гибели Джона его 67-летняя вдова обратилась к мировой общественности с призывом задуматься над ужасами насилия с применением огнестрельного оружия. В связи с этим она сравнивает жизнь людей в США с "жизнью в зоне боевых действий". Йоко Оно вспоминает, как в 1981 году получила от судебных властей личные вещи мужа: "Джон, у которого было все, чего только может пожелать человек, вернулся ко мне в обычном пакете из коричневой бумаги".