09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГЛАВНЫЙ ЛЕНИН СТРАНЫ

Турченко Сергей
Опубликовано 01:01 09 Декабря 2002г.
Каюров Юрий Иванович родился 30 сентября 1927 года на Вологодчине. После окончания ремесленного училища работал токарем на ленинградском заводе "Вулкан".С 1944 по 1949 год служил в Советской Армии. В 1952 году закончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Работал в Саратовском драматическом театре имени К. Маркса, Ленинградском театре имени Ленсовета, а с 1967 года стал актером академического Малого театра в Москве. Снялся более чем в 30 теле- и кинофильмах ("Шестое июля", "Кремлевские куранты", "Пропавшая экспедиция", "Золотая речка", "Государственная граница", "Следствие ведут знатоки" и другие). Дважды лауреат государственной премии СССР.Лауреат государственной премии РСФСР. Народный артист России.

- Юрий Иванович, вы стали известным в первую очередь благодаря воплощению образа вождя мирового пролетариата в кино. Как свалилась на вас по тем временам такая тяжкая ноша и одновременно высокая честь. Сыграло роль внешнее сходство?
- Не думаю, что это имело главное значение, тем более что о внешнем сходстве можно говорить только с учетом виртуозного мастерства наших гримеров. Тем более я не рискнул бы говорить о внутреннем подобии с человеком, которого, несмотря на идеологическое неприятие, даже на Западе считают едва ли не самым ярким политиком ХХ века. Тем не менее благодаря своему пролетарскому воспитанию именно внутренний образ Владимира Ильича, хотя бы в некоторых чертах, мне, хотелось бы верить, удалось отобразить.
- Каково же ваше пролетарское воспитание?
- Наверное, главное то, что гены мои насквозь трудовые, рабоче-крестьянские. Многие поколения нашей семьи крестьянствовали на Русском Севере, на Вологодчине. Отец Иван Дмитриевич и мама Ольга Алексеевна тоже начинали свою жизнь на Вологодской земле, под Белозерском, занимаясь сельским трудом. Но позднее на крутых поворотах истории оказались в Череповце, затем в Тихвине. Отца в страшном 1937 году репрессировали. Посадили в бывший Тихвинский монастырь, приспособленный под тюрьму. Мама, оставшаяся с двумя детьми на руках, работала воспитательницей в детском саду. В 1939 году отца, чудом избежавшего расстрела, отпустили. В первые дни Великой Отечественной войны, отправив семью в деревню под Белозерском, отец ушел в народное ополчение и в декабре 1941 года погиб, защищая Тихвин.
Став старшим мужчиной в семье, желая помочь матери, я, не доучившись до конца 7-го класса, поступил в ремесленное училище и вместе с ним потом уехал из Белозерска в Вологду. Окончив в 1944 году училище токарем 5-го разряда, получил направление на ленинградский завод "Вулкан". Обтачивал корпуса мин и снарядов, работал для фронта, для Победы. И сам хотел успеть попасть на фронт. Увидев объявление о приеме в Куйбышевское подготовительное военно-морское авиационное училище, подал туда документы и был принят.
День Победы я встретил в Куйбышеве. А заканчивал военно-морскую службу в Ленинграде комендором на борту легендарного крейсера "Аврора". Как видите, у меня было немало возможностей пропитаться рабоче-крестьянским и революционным духом.
- Как же вы при таком начале биографии вышли в актеры?
- На первый взгляд, совершенно случайно. Когда служил на "Авроре", во время увольнения на берег попал в ДК имени Кирова. Увидел там объявление о наборе в театральную студию и просто так, без каких-либо далеко идущих планов, записался. Занятия, которые вел известный артист Василий Меркурьев, неожиданно увлекли, захватили. Поэтому, когда уволился в запас, тут же подал документы в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Меня приняли сразу на второй курс (сказалась, видимо, школа, пройденная в театральной студии). Я попал в класс профессора Елизаветы Тиме - ведущей актрисы Театра имени А.С. Пушкина и профессора Серебрякова. Только что из армии, еще не слишком образованный, я оказался в совершенно новой обстановке, попал в иной, удивительный и прекрасный мир.
Историю иностранной литературы преподавала профессор Левборг. Фехтование - Кох, технику речи - княгиня Куракина. Сама Елизавета Ивановна Тиме, прима бывшего Александрийского театра, в прошлом великосветская дама, была не только замечательной артисткой и прекрасным педагогом, но удивительно добрым, чутким человеком, заботившимся о нуждах студентов. Я ходил на занятия в военной форме: в сапогах, галифе и гимнастерке. Это была моя единственная одежда. Как-то раз в институте шофер, который возил профессора Качалова, мужа Тиме, передал мне сверток. Там были отличный костюм и ботинки. Одежда от профессора Качалова стала моим первым концертным костюмом. После выпускных экзаменов, в 1952 году, меня пригласили на работу в Саратовский драматический театр.
Саратов - город с богатыми театральными и литературными традициями. В драматическом театре ставили не только классику и произведения широко известных современных драматургов, но и пьесы местных авторов: Степанидина, Ульяновского и многих других. В одной из таких пьес и состоялся мой профессиональный дебют на сцене саратовского театра. Спектакль о Радищеве назывался "Сын Отечества". Мне дали эпизодическую роль караульного, сторожившего Радищева, которого этапировали в Сибирь. За 15 лет работы в Саратове я сыграл огромное количество сценических ролей, преимущественно в пьесах современных авторов, но также и в классических произведениях. Среди них - Ведерников и Марат в пьесах Арбузова "Годы странствий" и "Мой бедный Марат", Алексей в "Оптимистической трагедии" Вишневского, Часовников в "Океане" Штейна, Незнамов и Карандышев в пьесах Островского "Без вины виноватые" и "Бесприданница", Михаил Зыков в "Зыковых" Горького и многие другие.
И вдруг в 1961 году мне, тогда все еще артисту провинциального театра, предложили сняться в кино в роли молодого Ульянова-Ленина в фильме "В начале века". Видимо, дебют понравился и зрителям, и кому-то наверху, во всяком случае, через некоторое время последовало предложение сыграть вождя в телефильме "Сквозь ледяную мглу". Потом были "Шестое июля", "Ленин в Париже", всего 18 лет с образом Ильича.
- Интересно, сейчас, когда советский период стал историей, а Ленин в общественном сознании воспринимается далеко не однозначно, вы не пересмотрели свое отношение к этому персонажу?
- Время не властно по отношению к этой личности. Я не собираюсь отмежевываться от того, что сделал. В фильме "В начале века" у Ленина есть такая фраза: "Дайте нам точку опоры, и мы перевернем мир". Этой точкой опоры стала революционная организация, с помощью которой ему действительно удалось перевернуть мир. Правда, сейчас мир уже снова переворачивается, только в другую сторону, и здесь действуют уже иные силы.
- Вас называют главным Лениным страны. Но ведь, кроме образа вождя, вы создали и на сцене, и на экране десятки других, не менее интересных. Какие из них наиболее любимы?
- Все люблю, все дорого. Но в самом начале моей театральной деятельности, еще в Саратове, была роль Ведерникова в пьесе Алексея Арбузова "Годы странствий". Тогда эта работа очень удалась и постановщику Николаю Бондареву, и моим партнерам по спектаклю. Очень удачная работа ... Вот эту роль я и могу условно, конечно, назвать моей первой театральной любовью. В Малом академическом театре мне посчастливилось работать над образами русской классики под руководством таких прославленных режиссеров, как Бабочкин, Равенских, Варпаховский, Хейфец, Львов-Анохин, Морозов...
- А как вы оказались в Малом театре?
- Когда еще работал в Саратове, как-то в отпуск приехал в Москву. В это время в Малом театре гастролировал Ленинградский театр имени Пушкина. Желая увидеть новые постановки театра, на спектаклях которого я воспитывался в годы учебы в Ленинграде, обратился к администратору Малого театра за пропуском. И вдруг услышал от него нечто совершенно неожиданное: "Ну, где вы пропадаете, мы же вас разыскиваем!" Оказалось, в Малом театре заметили мою работу в роли Ленина в фильме "Сквозь ледяную мглу" и решили пригласить сыграть эту роль в спектакле "Джон Рид", автором и постановщиком которого был Евгений Рубенович Симонов, в ту пору главный режиссер Малого театра. Так, в 1967 году я вступил в труппу и с тех пор уже 30 с лишним лет имею честь быть артистом старейшего драматического театра. Работаю по сей день, играя и классику, и некоторые современные вещи.
- А новых ролей в кинематографе не предвидится?
- Нет. В кино сейчас не снимаюсь. Теперь делают другие фильмы, и я в них не востребован. В кино я сделал свое дело, потому ностальгией по нему не страдаю.
- Как относитесь к ситуации в современном отечественном кино?
- В кино не хожу, оно дорогое. Иногда смотрю что-то по телевидению: "Сибирский цирюльник", "Звезда"... "Звезда", кстати, мне понравилась. Кое-что хорошее у нас получается, но сейчас кино все более и более превращается в низкосортные телесериалы...
Отрицательно отношусь к многочисленным сценам насилия в фильмах. Они плохо действуют на молодых людей, да и не только на молодых. Что я могу сказать? Раньше было лучше. То было НАШЕ кино, и оно положительно влияло на людей, помогало им стать лучше. Сейчас, на мой взгляд, идет противоположный процесс. И это очень опасно.
- Расскажите, пожалуйста, о семье, о том, что интересует вас, кроме любимой работы?
- Моя супруга - Каюрова Валентина Леонидовна, по профессии врач-стоматолог, работала в медчасти Малого театра. Сын - Каюров Леонид Юрьевич (1956 года рождения), закончил актерский факультет ВГИКа, учился в классе Бабочкина, а после его смерти - в классе А.В. Баталова. Снялся в главных ролях в фильмах "Несовершеннолетние", "Последний шанс", "Моя Анфиса"... В телеспектакле "Ромео и Джульетта", поставленном А.В. Эфросом, сыграл Тибальда. Отслужив в армии, работал в Театре имени Ленинского комсомола, затем во МХАТе. В спектакле "Путь" А. Ремеза создал образ молодого Владимира Ульянова. Потом вдруг резко оборвал так ярко и интересно начавшуюся артистическую карьеру, избрав для себя другое поприще, иной путь. Теперь служит Богу, а не Мельпомене - окончил Духовную академию в Сергиевом Посаде, стал дьяконом.
В короткие минуты свободного времени мы с женой читаем литературу, слушаем музыку. У меня есть компакт-диски, люблю классику и современную эстраду. Из классики - Шопен, Бетховен. Очень люблю рояль... Из современных эстрадных - Селин Дион, Николая Баскова.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников