ЮПИТЕР НЕ СЕРДИТСЯ. ОН - СВЕТИТСЯ

Свой "некруглый", 241-й день рождения Государственный Эрмитаж отметил торжественно. В этот день, независимо от даты, все нарядны, а в залах особая обстановка. Нынче все было как всегда, за одним маленьким исключением, ставшим большим событием.

Ко Дню Святой Екатерины 7 декабря - именно он определен как дата рождения главной музейной сокровищницы России, основанной в 1764 году императрицей Екатериной II, - было приурочено открытие Галереи истории древней живописи.
Два года эта Галерея, являющаяся одной из красивейших в здании Нового Эрмитажа (примыкающего к Зимнему дворцу), была закрыта на реставрацию. Зная, как медленно ведутся у нас обычно такие работы, мало кто верил, что она так скоро будет приведена в первозданный вид. Но директор Эрмитажа сумел и необходимые средства найти, и вселить в реставраторов уверенность в их силах. Галерея обрела теперь свой первозданный вид, задуманный архитектором Лео фон Кленце как преддверие картинной галереи Императорского музея. Работа проведена реставраторами, по общему мнению, грандиозная. Особенно это касается Зала Юпитера. В нем укрепили отслоения искусственного мрамора, очистили лепнину, воссоздали уникальный каменный пол.
- Открытием этой Галереи мы практически завершили реставрацию всех залов Нового Эрмитажа, одного из замечательнейших музейных зданий мира, - сказал корреспонденту "Труда" Михаил ПИОТРОВСКИЙ.
- Кто проводил реставрацию - зарубежные специалисты?
- Наши, отечественные! Работы были проведены мастерами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Государственного Эрмитажа. Им я сегодня, в день нашего рождения, вручаю почетные грамоты и памятные подарки.
Завершены работы также в Гербовом зале, где площадь реставрации составила 1000 кв. м. в Зале итальянской майолики, в Двенадцатиколонном зале (здесь заменили паркет на площади 400 кв. м.). Показывая все это гостям, пришедшим поздравить Эрмитаж, Михаил Пиотровский светился от счастья. У него, к слову, собственный день рождения рядом - 9 декабря. Но о нем он вспоминает всегда в последнюю очередь. Главное для него - музей!
Журналистам он первым рассказал об очередной масштабной выставке, приуроченной к декабрьским праздникам, - "Шедевры севрского фарфора XVIII века". А также о работе Реставрационно-хранительского центра "Старая деревня", где можно увидеть вновь отреставрированные фрески Отдела Востока и Отдела истории русской культуры, скульптуры Отдела античного мира и Отдела западноевропейского искусства.
- Михаил Борисович, а свои картины Эрмитаж по-прежнему будет выставлять на экспозициях за рубежом? Не боитесь, что с ними может случиться то же, что недавно с полотнами Пушкинского музея, арестованными было в Швейцарии? - поинтересовались журналисты у Пиотровского.
Он, кажется, впервые за весь этот день посерьезнел:
- После задержания в Швейцарии экспонатов московского Пушкинского музея Эрмитаж не будет отправлять свои выставки в те страны, где нет законодательной гарантии их безопасности. А вообще у нас очень большие планы по организации передвижных выставок. Прежде всего в России. Им уделим сейчас первостепенное внимание.