СКОЛЬКО СТОИТ ЧЕСТНАЯ ТАМОЖНЯ?

Вчера правительство поработало ударно: реформа электроэнергетики, обеспечение жильем военнослужащих, развитие особых экономических зон. А начали министры с обсуждения концепции развития таможни. Михаил Фрадков сразу подчеркнул, что "таможня в России - это больше, чем таможня". В том смысле, что это и фискальное ведомство, и структура, которая участвует в регулировании экономики.

О том, как таможня сейчас дает "добро", доложил глава Минэкономразвития Герман Греф. Недавно в Находке задержали судно, груженное 5 тысячами тонн свинины, а задекларированы были 700 тонн стройматериалов. По оценке министра, в 2004 году только из-за недостоверного декларирования грузов бюджет потерял 4,5 миллиарда долларов. Кроме того, в сотни раз занижается реальная стоимость импортных товаров. Это касается и мобильников, и плазменных телевизоров, и много чего другого.
Непрозрачность грузопотоков глава МЭРТ объяснил тем, что российские таможенные пункты работают вслепую. Там нет необходимых технических средств - ни досмотровых комплексов, ни сканеров, ни весов. А чтобы в ручном режиме досмотреть все мелкие партии грузов на борту только одного Ил-76, по словам Грефа, потребуется 5 тысяч человеко-часов. Поэтому одна из задач, прописанных в таможенной концепции, - сократить 114 пунктов пропуска, через которые в месяц проходит несколько грузовиков, но радикально улучшить техническое оснащение оставшихся 299 пунктов. Свыше полусотни из них на первом этапе следует оснастить современными досмотровыми комплексами, не пожалев на это 8,5 миллиарда бюджетных рублей. Греф заверил: если государство даст на развитие таможни полмиллиарда долларов, то она в свою очередь будет давать в бюджет дополнительно по 5 миллиардов долларов в год.
Кроме того, МЭРТ предложило передать федеральному государственному унитарному предприятию "Ростэк", которое находится в ведении таможенной службы, функции балансодержателя всех пропускных пунктов на госгранице и поручить ему работы по их модернизации. Сейчас эти функции иногда выполняют даже коммерческие структуры. Глава МЭРТ также считает, что надо быстрее заключить соглашения об электронном обмене информацией о передвижении товаров через границу с Китаем, Японией, ЕС, Норвегией.
Естественно, зашла речь и о самих таможенниках. По словам Г. Грефа, они сейчас получают всего по 6 тысяч рублей. Как тут избежать соблазнов и не злоупотребить служебным положением, если мимо тебя каждый день проходят товары на сотни миллионов? Министр предложил поднять зарплату таможенников до 16-20 тысяч рублей, на что понадобится примерно 10 миллиардов.
Правда, Михаил Фрадков усомнился: дескать, работа там непыльная, есть свои льготы. Заработки, конечно, должны расти, но они не должны рассматриваться как некая плата за то, чтобы человек не потворствовал контрабанде и не занимался коррупцией.
Премьер констатировал: "Таможня для нас сегодня - как неопознанный объект". То есть никто не знает реальных объемов "серого импорта". Греф непрозрачность таможни и отсутствие полного анализа дел признал. Но попросил сделать скидку на необустроенность границ. Так что к решению таможенного вопроса правительство, по всей видимости, еще вернется.