ПЕНА У РТА. С ЧЕГО БЫ ЭТО?

В западных СМИ - звенящий антироссийский хор, заставляющий вспомнить о годах печальной памяти "холодной войны". Тон задают британские газеты. В связи с делами об убийстве Анны Политковской и отравлении Литвиненко звучат открытые обвинения в адрес руководства России, ее спецслужб, организаций ветеранов правоохранительных органов и даже болельщиков ЦСКА.... Создается зримый образ кровавой диктатуры, расправляющейся со своими оппонентами самыми изощренно-садистскими способами.

Не сильно отстают американские СМИ. Влиятельнейшая "Уолл-стрит джорнэл" помещает передовую статью под заголовком "Russia - the Enemy". Каждый, кто изучал английский язык, скажет, что это не просто "Россия - враг", а, скорее, "Россия - основной враг". Ричард Холбрук - весьма вероятный будущий госсекретарь США, если демократы победят на президентских выборах, - выступает с выходящей далеко за рамки приличий статьей о российском империализме в Грузии. Ни слова позитива о России в последние месяцы в американских СМИ не было. Откуда этот приступ русофобии?
Прежде всего, как доктор исторических наук, должен заметить, что подобные приступы являлись скорее правилом, нежели исключением на протяжении последних столетий, особенно в англосаксонских странах. Российские императоры неизменно изображались кровавыми диктаторами и деспотами, угнетавшими собственный народ, евреев, свободолюбивых малороссов, горцев, прибалтов и поляков, да еще имевшими наглость проводить самостоятельную внешнюю политику в Европе и Центральной Азии. Советский строй представал кровавой диктатурой с аналогичным списком угнетенных, несшей к тому же разрушительные идеи коммунизма всему миру. Может быть, что-то было иначе в 1990-е годы, когда у власти в России были "демократы"? Отнюдь. Помню, как в 1994 - 1995 годах, будучи депутатом Госдумы, участвовал в работе всех мыслимых европейских межпарламентских ассамблей. Те же обвинения в кровавой диктатуре, тот же перечень угнетаемых народов. И именно в эти годы было принято решение расширять НАТО на Восток, что и предопределило судьбу Европы как разделенного континента. Существуют неизменные штампы, которые озвучивают во многом те же люди, причем безотносительно того, что именно происходит в нашей стране. Почему?
Один мой канадский знакомый, до этого полтора десятилетия проживший в Москве, написал статью, где выдвинул оригинальную, но небезосновательную теорию: главная проблема заключается в том, что россияне... белые. Если бы были зелеными, розовыми или серо-буро-малиновыми в крапинку, то вопросов бы к нам не было никаких. Люди на Западе просто сказали бы, что мы другие. Как говорят они о представителях, скажем, азиатских, африканских и иных стран, где политические режимы куда похлеще нашего. Но мы выглядим так же, и от нас ждут такого же поведения, реакций, привычек, верований, как на Западе. Но мы другие, чем и вызываем нескрываемое раздражение.
Еще одно объяснение дал Дейл Карнеги в своей известной формуле: "Никто не станет бить дохлую собаку". Если нас бьют, то, значит, мы вполне жизнеспособны, тем более что не привыкли ходить у кого бы то ни было на поводке, как к тому привыкли некоторые наши западные друзья. Россия - сильная страна, стремительно наращивающая свой экономический потенциал, начинающая вновь осуществлять внешнюю политику, основанную на примате собственных национальных интересов, после десятилетия хаоса и полуразложения. Аплодисменты в адрес России за последний век прозвучали лишь дважды, когда она совершала самоубийства, сопровождавшиеся распадом социума и коллапсом экономики, - в феврале 1917-го и в декабре 1991 года. Всегда приятно, когда одним серьезным конкурентом становится меньше. Вспомните, сколь яростной была реакция Запада на естественные для уха любого нормального россиянина слова президента Путина о том, что распад СССР был величайшей геополитической катастрофой. Распад чужой - тем более нелюбимой - страны трагедией, безусловно, быть не может. Мир - поле жесткой конкурентной борьбы, и к этому мы должны относиться как к закону жизни.
Известно также, что против России активно работают ее настоящие и бывшие обиженные граждане, обладающие серьезным политическим и финансовым влиянием. Все слышали, как некоторые беглые олигархи заявляли о намерении добиться свержения нынешней российской власти насильственным путем, называли конкретные суммы в десятки миллионов долларов, которые заряжаются через пиаровские и лоббистские структуры в западные СМИ и политические круги. И эта категория граждан привыкла и в России решать свои проблемы путем устранения конкурентов.
Зададим вопрос: кому больше всего выгодны и не выгодны последние громкие убийства? Наименее выгодны они как раз российскому руководству, поскольку наносят огромный урон международному престижу страны. А наиболее выгодны как раз опальным олигархам, поскольку вторят их заявлениям, будто они являются "идейными борцами с антинародным режимом", хотя неожиданно стали таковыми лишь тогда, когда к ним появились вопросы уголовного свойства со стороны наших правоохранительных органов.
Обижаться на очередной всплеск русофобии бессмысленно. Нам надо просто самим не наносить ущерба имиджу страны (как это было, скажем, с демонстративной высылкой грузин из Москвы) и гораздо активнее работать в мировом информационном пространстве, чтобы быть конкурентоспособными хотя бы в сравнении с беглыми олигархами.
И переживать из-за этого всплеска тоже не стоит. Англосаксы, прибалты и поляки - далеко не весь мир. Если мы посмотрим результаты всемирных опросов общественного мнения, то обнаружим, что имидж России и ее руководства едва ли не лучший на планете.
Гораздо лучше, чем у США или Великобритании.