Сталин отправляется в ад

В Турине завершился 35-й международный кинофестиваль

Львиную долю туринского игрового конкурса заняли бытовые драмы (иногда с криминальной добавкой), не вызывающие сильных чувств и почти не наводящие на сколько-нибудь широкие обобщения. Одна из них, «Не забывай меня», рассказывающая о двух пациентах неврологической клиники и снятая израильтянином Рамом Нехари, получила целых три награды, включая главную.

Хотя вполне можно было ограничиться одной — призом за лучшую женскую роль, сыгранную Мун Шавит, актрисой с удивительным лицом, способным выражать такое множество чувств, что в соседстве с ней потерялся и ее симпатичный, но однообразный партнер Нитай Гвирц, тоже удостоенный приза за лучшую роль, и разделившая с ней награду Эмили Бичем в фильме «Дафна» англичанина Питера Бернса. По столь же неочевидным причинам специальный приз жюри вместе с призом за лучший сценарий достался фильму «Поцелуй и плач» Хлои Махью и Лилы Пинелл (Франция) о юной фигуристке, оказавшейся под давлением матери, тренера, соперниц и собственного взрослеющего тела.

Более объяснимым образом распределились другие награды. Приз зрительских симпатий достался полудокументальной ленте Стефана Де Фрейтаса, показывающей студенческий конкурс ораторов в парижском университете Сен-Дени. Это не только увлекательное зрелище, но и своего рода аудиовизуальный учебник риторики, поскольку речи амбициозных и порой претенциозных молодых людей разных национальностей и цветов кожи комментирует и корректирует опытный куратор, знающий риторические приемы как таблицу умножения. Приз фонда современного искусства присужден португальской «Фабрике ничего» (The Nothing Factory) Педро Пиньо, парадоксально сочетающей мюзикл с повествованием о борьбе рабочих с вороватой администрацией предприятия и социально-экономическим диспутом о возможностях рабочего самоуправления. Приз Чиппути получила еще одна (документальная) картина о труде, на этот раз сельском — «Лорелло и Брунелло» Якопо Квадри (Италия), который в течение года снимал двух братьев-фермеров, владеющих четырьмя сотнями овец и сотней гектаров земли и вынужденных приспосабливаться к меняющимся экономическим условиям.

Российских фильмов на Туринском фестивале было всего два — «Хроники смутного времени» Владимира Эйснера, смонтированные из трех его работ 90-х годов, участвовали в документальном конкурсе, а в кинообозрении «Феста мобиле» нашу страну представляла отмеченная в Канне «Теснота» Кантемира Балагова. Кроме того, «русский след» в Турине оказался заметен благодаря историческому фарсу «Смерть Сталина», снятому британцем итальянского происхождения Армандо Яннуччи, чья предыдущая и тоже острая комедия «Петля» была номинирована на «Оскар». На сей раз он взялся за тему, которую в игровом кино затронул (совсем иначе) лишь Евгений Евтушенко в «Похоронах Сталина». Режиссеру удалось собрать превосходный актерский ансамбль, в котором роль отправляющегося в ад тирана и вурдалака отведена Эдриану Маклафлину, главного интригана Хрущева — Стиву Бушеми, изловленного ловца Берии — Саймону Расселу, а роль обвешанного наградами и на все готового Жукова — Джейсону Айзексу. Внешнее сходство между персонажами и их историческими прообразами, явленными нам в хронике того времени, весьма относительно, но на экране воспроизводится не внешняя сторона жизни советской верхушки, а суть этой скрытой от чужих глаз жизни — грызня за близость к диктатору, сменяющаяся схваткой между «товарищами» за выпавшую из его рук власть. (Во внеконкурсной программе фестиваля, кстати, участвовал фарсовый фильм Роберты Торре по мотивам «Ричарда III» о похожих разборках в римском мафиозном клане «Рикардо отправляется в ад»). Никакой двойственности, никаких «с одной стороны» и «с другой стороны» при этом не допускается — вождь и его приспешники олицетворяют настолько безусловное и настолько абсурдное зло, что оно вызывает лишь судорожный смех. Неудивительно, что работа Яннуччи получила престижный приз жюри международной кинопрессы (ФИПРЕССИ).