Вопрос «Труда»: От чего иностранного вы не в силах отказаться?

Трудно дается импортозамещение или разговоры о патриотизме не стоит доводить до абсурда?

Многие обратили внимание на то, что Владимир Путин проехался по отремонтированному Крымскому мосту на мерседесе, а экс-президент Дмитрий Медведев на встрече с партийцами щеголял в «умных» часах американской фирмы Garmin Fenix 7S. Трудно дается импортозамещение или разговоры о патриотизме, в том числе потребительском, не стоит доводить до абсурда?

Андрей Бунич, глава Союза предпринимателей и арендаторов России

— Полного импортозамещения быть не может, это неразумно. Не вижу предательства национальных интересов, если человек ездит на иномарке или ходит в итальянских ботинках. А вот летать в такой огромной стране надо бы на своих самолетах, авиация — сфера технологической безопасности. Чтобы в России появилось больше отечественных товаров, надо не к патриотизму взывать, а создать условия, чтобы бизнесу было выгоднее опираться на внутренние ресурсы. Действовать пряником, а не кнутом. Предпринимателей привлекает рентабельность, а люди голосуют кошельком.

Максим Шевченко, журналист

— Все подряд замещать отечественным не получится и необязательно. Достаточно ограничиться оборонной отраслью. Сам я спокойно живу без импортных товаров, но знаю женщин, для которых жизненно важна зарубежная косметика. Думаю, в том ролике Путин не просто так был в мерседесе. Это стремление показать публике, что санкции не работают. Мол, посмотрите, мерседесами пользуемся, все в порядке, не паникуйте.

Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ

— В утюгах «Бош» тайваньские или китайские микросхемы. В производстве американских айфонов участвуют порядка 20 стран: какую-то начинку делают корейцы и японцы, в Китае проходит сборка, а в Венгрии готовят коробки с инструкциями. В создании коллайдера участвовало более 100 стран. Все попытки стопроцентного импортозамещения оканчивались неудачами. В России сырьевая экономика, это данность, которую в одночасье не изменить. Необходимо активно искать новые торговые пути, «ремонтировать» бизнес-климат внутри страны, на деньги от нефти и газа докупать все что требуется. Что же касается меня, то из материального не пропало ничего, чем я пользовался. Как болельщика «Спартака» меня больше тревожит то, что я не могу видеть наших спортсменов на мировых состязаниях.

Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий

— Путин на мерседесе? Значит, так надо. Большая часть россиян не вдаются в такие тонкости. На них власть и опирается, а критиков Кремль переубеждать не собирается. Из России никто не собирается делать КНДР. Даже в советские времена власть отправляла спецслужбистов за границу, чтобы те похищали технологии и образцы. В ряде отраслей работал серый импорт. Так что все новое — это забытое старое. Конечно, придется в чем-то поджаться, тем, кто ездит сегодня на БМВ и мерседесах, пора приглядеться к китайским авто. Лично мне необходимы определенные иностранные лекарства, на всякий случай сделал их запас. А дальше, возможно, придется их, как говорили в старину, доставать. А вообще-то для укрепления технологической безопасности важно создавать не атмосферу осажденной крепости, а такую среду, чтобы молодые специалисты чувствовали себя в безопасности, видели перспективу и могли спокойно работать.