ВСЕ МЫ - ДЕТИ ПОДЗЕМКИ

До чего же хороши московские улицы в выходные и праздники - без вечных автомобильных пробок с их чадящими выхлопными трубами и озверевшими водителями, готовыми давить бедного пешехода уже не только на дороге, но даже на тротуаре. А в эти дни гуляй - не хочу! Или катайся в автобусе-трамвае-троллейбусе, любуйся городом, не опускаясь в катакомбы метрополитена.

А вот в будни без метро - никак! Хотя бы потому, что в автобус-трамвай-троллейбус не всегда втиснешься, да еще можно застрять в пробке и дышать отработанными бензиновыми парами в плотном машинном потоке - тоже удовольствие не из лучших. И потому в рабочие дни абсолютное большинство москвичей предпочитает "подземку": надежно, выгодно, удобно...
Впрочем, всегда ли удобно?
Известно, что 70-80 процентов легковых автомобилей, клубящихся на московских улицах по утрам и вечерам, везут всего по одному человеку - хозяину-водителю. Везут "туда" (на работу), чтобы вечером доставить "обратно" (домой), а в промежутках днями напролет сиротливо простаивают на обочинах у предприятий и офисов. Зачем? И на дорогу эти авто-рабы-владельцы зачастую тратят вдвое больше времени, чем если бы пользовались метрополитеном. И бензин нынче дорог, а в дорожных пробках его сжигается втрое больше нормы. А вот поди ж ты...
Учтем: если всего половину этих людей пересадить в метро, московские улицы освободились бы примерно от полумиллиона автомобилей. И стали бы в любой будний день похожи, ну если не на праздничные, то как минимум на субботние-воскресные.
Кстати, нагрузка на метрополитен возросла бы всего на 6-7 процентов: и без них ежедневно московское метро перевозит более 8 миллионов пассажиров. То есть дополнительные полмиллиона человек - это, конечно, прибавка солидная, но терпимая. Но это легко сказать - "если бы пересадить" - а вы попробуйте! Спросите своих друзей-автомобилистов: зачем они терпят все вышеперечисленные муки? Не меньше половины ответят, что "ненавидят метро". За "черную ненависть" вокруг, какое-то жесткое, абсолютно негативное "силовое поле", давящее отовсюду на мозги и душу.
Природа этого "поля" неизвестна. По основным "физическим параметрам" московский метрополитен - вполне экологически чистый и безопасный вид транспорта. В частности, в прошлом году специалисты МосНПО "Радон" прочесали все без исключения вестибюли, платформы, переходы и даже вагоны во время движения электропоездов в тоннеле, измеряя мощность дозы гамма-излучения и концентрацию радиоактивного радона во вдыхаемом пассажирами воздухе. Результаты: московская подземка, по мнению специалистов "Радона", вполне безопасна. Выявлены лишь единичные случаи повышенной радиации, где "фонит" облицовочный гранит покрытий пола и ступеней подземных переходов. Однако и там доза гамма-излучения не превышает пределы, установленные нормативами радиационной безопасности.
Впрочем, любое крупное скопление людских масс - штука малоприятная. А если две трети из них не выспались, половина успела поскандалить за тощим завтраком, еще четверть заведомо ненавидит работу, на которую его везет метропоезд, то... нужно очень стараться, чтобы все эти невольные "дети подземки" не очень-то выплескивали свою "черную ауру" на окружающих.
Прежде всего метро должно стать больше, длиннее и разветвленнее, чтобы москвичу не требовалось добираться к нему на автобусе (как правило, и так переполненном). Но в нынешнем году, например, ветка, ведущая в уже разросшееся Бутово, продлится лишь до Анино, еще через год - до бульвара Дмитрия Донского. А линия в Южное Бутово лишь начинает проектироваться... И в Бирюлево нужна ветка, а ее сооружение пока даже не планируется, и линия к "Славянскому бульвару" из-за недостатка средств придет еще как нескоро.
Правда, к апрелю должно быть готово техническое обоснование на сооружение "легкого метро" от станции Юго-Западная через Востряково - к Солнцево. Уже летом, возможно, начнется строительство этой ветки. Если, конечно, на это найдутся деньги. Дело в том, что финансирование развития метрополитена во всей стране, не только в столице - святая обязанность федерального бюджета, но он давно ею пренебрегает. У депутатов Госдумы служебные автомобили - зачем им метро? Вот по поводу автомобильных пробок они время от времени высказываются... Московское правительство в этом году для строительства метрополитена впервые официально предусмотрело строку в городском бюджете, но он ведь не безразмерный! Хуже того: именно в этом году из него забрали солидную долю в федеральный бюджет, пообещав, но так и не выделив, соответствующих компенсаций.
У самого же метрополитена нет денег на финансирование строительства - получаемой проездной платы едва хватает на эксплуатационные расходы. Средняя стоимость поездки в московском метро - 2 рубля 12 копеек, а за билет каждый пассажир платит не меньше "трешки". Но самая популярная в столице магнитная карточка - на 5 поездок, то есть по 4 рубля за "рейс". Основная беда метрополитена - льготники. Специальные подсчеты показали: из 8,11 миллиона пассажиров, которые воспользовались метрополитеном в учетный день, 3,4 миллиона (42 процента!) за проезд не заплатили ни копейки - все оказались льготниками (пенсионерами или славными госслужащими). И это без учета детей в возрасте до 7 лет. Для сравнения: 15 лет назад бесплатно на метро каталось лишь 5,6 процента пассажиров (тоже без дошколят).
- Если бы нам возмещали деньги за "льготников", мы вообще были бы уважаемые люди, которые даже платили бы налоги с прибыли, - говорит начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев. - Но, увы, каждый год мы заканчиваем с убытками. Потому, что если правительство Москвы в принципе уже решило вопрос по оплате за проезд "своих" льготников, то на федеральном уровне этот вопрос только-только начинает решаться...
Кстати, после того, как метрополитен перешел на пластиковые карточки, проблему учета любой категории пассажиров можно решить чуть ли не автоматически. Выдали пластиковые проездные билеты, ну, скажем, работникам прокуратуры - в конце месяца компьютер точно скажет, сколько "наездила" прокуратура, сколько рублей с нее причитается в кассу метрополитена. При желании можно учитывать отдельно количество поездок работников Генеральной прокуратуры, отдельно городской, районной... И так - по любому ведомству.
Более того: после уже начавшейся замены турникетов система будет способна "поймать" льготника, пропускающего по своему проездному билету приятеля или родственника. Новый турникет подсоединен к компьютеру, который все подсчитывает, фиксирует и при необходимости выдает любую распечатку. И если соответствующая служба метрополитена выявит, что на какой-то станции в одно и то же время по одной карте, имеющей свой номер, прошли два человека, найти хозяина карты будет нетрудно.
В итоге всеобщая "халява" сменится вполне адресной льготой конкретному человеку, за каждый проезд которого заплатит вполне конкретная организация. Что в целом составит немалую сумму - 10-12 миллионов дополнительных рублей ЕЖЕДНЕВНО. Может быть, тогда столичный метрополитен будет строиться хотя бы чуть-чуть быстрее?
Впрочем, для улучшения самочувствия пассажиров не всегда нужны именно деньги. Всего один грязный бомж, обосновавшийся на лавочке в вагоне, вполне способен "отравить" настроение доброго десятка тысяч человек. И еще неизвестно, сколько после него останется в вагоне чесоточных клещей и вшей. Кстати, учтите: любимые места этого люда - у торцевых дверей, там и больше вероятности поймать какую-нибудь заразу. И вот ведь что странно: есть в метро своя милиция, неустанно "просеивающая" всякого рода кавказцев и других южан, и более или менее успешно перекрывающая вход пьяницам. Откуда же порой появляются в метро бомжи?
И почему практически постоянными, чуть ли не "почетными" пассажирами метрополитена стали профессиональные нищие ("Дорогие граждане, простите, что обращаемся к вам, мы люди не местные...")? Внимательному человеку достаточно неделю поездить по одной и той же ветке и приглядеться к "нищим", чтобы обнаружить их "кассиров" и "бригадиров" и даже понять систему взаимоотношений с хранителями правопорядка.
Зато совершенно непонятно, почему порой та же самая метро-милиция вдруг устраивает облавы на самых безобидных "детей подземки", ее нынешнее украшение - музыкантов, без которых в этих мраморных катакомбах сразу становится намного "чернее".
Кстати, в Париже в метро видимо-невидимо и музыкантов, и художников, которых никто никуда не "гоняет". А почему Москва должна быть хуже Парижа?
Анекдот на тему:
У входа в метро пьяненький старичок просит милиционеров: "Ребятки, пустите меня туда! Там, говорят, красиво, картины разные, скульптуры..."
- Что, дедушка, небось издалека приехал?
- Да нет, тутошний я, москвич, родился здесь. Пустите, хоть разочек поглядеть!
- Уезжал куда-нибудь?
- Да нет, всю жизнь в белокаменной. Пустите, ребятки!
- И что, ни разу не ездил в метро?
- Так вот ведь - не пускаете!