10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАК ЖИВЫЕ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 10 Января 2001г.
...Едва я переступила порог директора музея, как дверца шкафа, стоящего близ окна, скрипнула. Вдруг она приоткрылась - и из-за нее на меня глянул некто усатый с хитро прищуренным взором. Еще через минуту "усатого" Сталина сменил "волосатый", живо напомнивший главного героя фильма Элема Климова "Агония". Я вздрогнула и попятилась. Занесла ж меня нелегкая!..

- Не бойтесь, они "не кусаются" - ни Иосиф Виссарионович, ни Распутин. Восковые! - успокоил Евгений Гребенюк, директор мастерской по производству восковых фигур, созданной при одноименном питерском музее.
Расположен музей в самом центре города, на Невском проспекте, во дворце Белосельских-Белозерских. Каждый день через него проходит до тысячи экскурсантов. Воторгаясь схожестью восковых персонажей с реальными историческими лицами, большинство уверены, что изготовлены те были за границей. У нас разве так здорово могут сделать?.. И как же удивляются, узнав, что все фигуры отечественного производства - из питерского пригорода Ломоносова.
Иду по узкому коридорчику, заставленному манекенами. Все они пока без голов. Обретают их уже непосредственно на месте при монтаже экспозиции. Некоторые фигуры, однако, узнаваемы. Скажем, актера Евгения Леонова. Точнее, сыгранного им в фильме "Джентльмены удачи" персонажа. Чуть согнутые в коленях ноги, сутулая спина, характерный "леоновский" животик.
Скоро этот "джентельмен" уедет в Одессу, где создают свой "восковой" музей. Туда же собирается и "Леонид Куравлев", покоривший когда-то одесситов, как, впрочем, и весь Союз, своим Милославским из "Ивана Васильевича", который "меняет профессию". Сам Куравлев свой восковой "портрет" видел, одобрил, внес лишь незначительные коррективы.
Интересно, а что бы сказал о собственном "двойнике" Владимир Высоцкий? Всем хороша его восковая голова, за исключением пустяка - один на ней у барда глаз.
- Высоцкого мы делали по заказу небезызвестного депутата Госдумы Александра Невзорова, который собирался снимать художественный фильм с условным названием "Второе пришествие", - рассказывает Гребенюк. - Как я понял, речь в фильме должна была идти о судьбе России в случае возвращения к власти коммунистов. Александр Глебович заказал нам еще несколько восковых фигур. По сценарию, одних взрывали, в других стреляли. Чтобы не травмировать актеров, Невзоров и решил заменить их, где это возможно, "дублерами". Что касается "одноглазого" Высоцкого, то он в фильме постоянно в кого-то целится, стреляет. Потому второй глаз как бы прищурен.
- Судя по тому, что восковые фигуры остались у вас, заказчику они не понравились?
- Напротив, очень понравились! Увидев их, Невзоров пришел в восторг. Сказал: как живые!.. Но что-то у него не сложилось, и съемки отложены на неопределенное время. Однако не считаю, что мы зря работали.
С некоторых пор регулярно названивают в мастерскую "новые русские". Одни просят сделать копию с "себя, любимого". Другие - требуют популярных рок-исполнителей, актеров, политиков. Знай, мол, наших, вот с кем дружим! Третьи - ни больше, ни меньше - президента Владимира Путина. Но Гребенюк такого рода заказы не принимает, несмотря на посулы звонящих "не скупиться". Главным своим делом считает пополнение музейной экспозиции, а также помощь своим коллегам из других подобных музеев, в том числе зарубежных.
А из-за рубежа постоянно приезжают обмениваться опытом и даже заказать кое-кого. К примеру, англичане из лондонского Музея мадам Тюссо, считающегося лучшим в мире, в восторге от того, как ломоносовцы делают восковым куклам руки. Специалисты из Амстердама восхищаются нарядами: все костюмы, платья, аксельбанты Гребенюк и Ко шьют сами. В Амстердам недавно отправились Мария-Терезия, Франц-Иосиф и маленький Моцарт, изготовленные нашими мастерами. Приняли их там, по сведениям из достоверных источников, на "ура".
Рядом с пошивочным цехом (комнатка метров 30, уставленная швейными машинками и манекенами, как в ателье) - пастижерный кабинет. Его хозяйка - 20-летняя Ирина Шахмаметьева, отвечающая за прически восковых фигур. Рядом с ней на рабочем столе слева и справа графиня Воронцова, Иван Грозный, Лаврентий Берия, Евгений Леонов. В смысле их головы.
- Не снятся они вам, Ирина? - спрашиваю у девушки. - День за днем все эти лица - иных в жизни сопровождали мистические легенды...
- Когда долго что-то не получается, бывает, кто-то и приснится, - отвечает. - Однажды я никак не могла найти нужный "рисунок" прически для Ярослава Мудрого. Постоянно об этом думала. И тогда он пришел ко мне во сне, подсказал. На следующий день я сдала работу.
Персонажей изготавливают здесь по рисункам художника Натальи Васильевны Гребенюк. Она берет за образец скульптурные работы, в частности, знаменитого русского мастера Шубина, сумевшего наиболее точно из современников запечатлеть своих великосветских заказчиков. Жена директора Наталья Васильевна вместе с Евгением Николаевичем создавала когда-то первые восковые фигуры для еще только нарождающегося музея. Делали они их на кухне в своей "хрущевке". Лепили, затем сушили на подоконнике. После чего Гребенюк шел с ними в Смольный. Дело было в конце 80-х, без разрешения власть имущих о подобном музее и думать было нельзя. Первой работой, которую одобрили власти, был Петр I. А вот Екатерину II велели... уничтожить. Не потому, что не понравилась. Наоборот, сказали, что очень похожа. Просто... "А нечего пропагандировать иностранок!" - таковой была резолюция.
Сейчас с этим, слава Богу, попроще. Кого хочешь как хочешь и лепи. На всякий случай, правда, Евгений Гребенюк, приступая к изготовлению особо важной персоны, запрашивает на то ее разрешение. Ни от Горбачева, ни от Ельцина, ни от Путина запретов не было.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников