НЕВИДИМЫЙ СПРУТ

Для наглядности: 50 миллиардов долларов - это доходная часть всего федерального бюджета России

Для наглядности: 50 миллиардов долларов - это доходная часть всего федерального бюджета России в прошлом году. Кроме того, 40 - 60 миллиардов долларов вращается в криминальном бизнесе. До 60 процентов российских предприятий и организаций, по последним данным Генеральной прокуратуры, контролируется организованными преступными группировками. В общей сложности теневая экономика достигла фантастических масштабов - от 90 до110 миллиардов долларов.
ЧИНОВНИКИ БЕРУТ ПО-КРУПНОМУ
В теневую сферу вовлечены многие чиновники, политики, предприниматели. Лоббисты действуют почти в открытую, взятки стали чуть ли не нормой нашей жизни. Существуют даже таксы для получения в различных организациях разрешений и лицензий. А, например, при поступлении абитуриентов во многие медицинские вузы надо "дать" 15-20 тысяч долларов, на юридические и экономические факультеты университетов - 10-20 тысяч.
В малом и среднем бизнесе без "конверта" или дорогого подарка шага нельзя ступить. Депутат Государственной Думы, лидер партии "Развитие предпринимательства" Иван Грачев назвал шокирующую цифру: предприниматели в нашей стране тратят на взятки чиновникам всех уровней около 10 миллиардов долларов в год. Другой факт: за, казалось бы, рутинную процедуру - предоставление лицензий на производство алкогольной продукции, по данным МВД, было передано за один год "нужным" людям 1,5 миллиона долларов.
Теневые деньги отмываются, пускаются в оборот, немалая часть уходит за рубеж. В одном из интервью бывший Генеральный прокурор России Юрий Скуратов сообщил, что российские чиновники высокого ранга имели несколько лет назад на счетах в зарубежных банках миллионы долларов. По его словам, "только в одном из них, в Лугано (Швейцария), были выявлены индивидуальные вклады десятков российских чиновников". Подобные счета были установлены также в банках Греции, Кипра, США, Франции... Изменилась ли ситуация за последние годы? По мнению советника президента РФ по экономическим вопросам Андрея Илларионова, "масштабы коррупции нынче даже выше, чем прежде: раньше это делалось как-то по-любительски, а сейчас коррупция институализируется".
Конечно, и в развитых странах есть аналогичные явления, но если в государствах Евросоюза удельный вес теневой экономики колеблется от 7 до 16 процентов, то у нас она, по мнению директора Федеральной службы налоговой полиции Михаила Фрадкова, занимает (с учетом криминального сегмента) около 40. Экономическая преступность и коррупция приобрели угрожающие масштабы. "С использованием своего служебного положения более 20 тысяч должностных лиц совершили за год 55 тысяч преступлений. А в составе организованных групп - 1405 преступлений", - сообщил не так давно первый заместитель Генерального прокурора РФ Юрий Бирюков. И это только то, что удается раскрыть, а многое же остается "за кадром". Например, за полгода выявлено 6 980 фактов взяточничества. Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что для России это - капля в море.
О том, как идет борьба с теневой экономикой, рассказывает один из ведущих аналитиков Федеральной службы налоговой полиции Дмитрий МАКАРОВ.
- Дмитрий Геннадьевич, каковы наиболее типичные схемы получения теневых доходов?
- Их очень много. Широко используются в теневой экономике, например, так называемые фирмы-однодневки, или, по нашей терминологии, анонимные структуры. Эти фирмы регистрируются по утерянным или похищенным паспортам (нередко сотни фиктивных структур "размещаются" в одной квартире, хозяин которой и не подозревает об этом), а также на подставных лиц или по несуществующим адресам. В каких только махинациях не используются однодневки!
Вот одна из схем: фирма "А" договорилась устно с компанией "Б" о проведении для нее определенных работ или оказании услуг. Однако письменный договор с "Б" заключает не "А", а фиктивная фирма "В". Когда работы выполнены, на счет "В" переводятся деньги, как и положено, в безналичной форме. Затем их превращают в наличные, передают в чемодане фирме "А", а фирма "В" просто исчезает. Налоги, естественно, не выплачиваются. Когда налоговые инспектора приезжают по адресу регистрации "В", выясняется, что это жилая квартира, хозяин которой в свое время потерял паспорт, или это пенсионер, который кому-то на время отдавал свои документы.
УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Огромный ущерб государству наносят те же однодневки, используя и другую схему: незаконно получают из бюджета сумму налога на добавленную стоимость (НДС), который, как предписано законом, возвращается предприятиям-экспортерам при отправке продукции за границу. Жульничество в данном случае состоит в том, что экспортируемой продукции либо не было вообще, либо объем ее сильно завысили. Махинации с НДС в 2000-м приобрели массовый характер и охватили практически все регионы России. Анализ денежных потоков во внешнеэкономической сфере показал, что темпы наращивания выплат предприятиям-экспортерам значительно превосходили рост объемов самого экспорта. Переплаты "за воздух" составили почти 12 миллиардов рублей. Из бюджета утекали огромные средства. При этом использовались не только фирмы-однодневки, но и фиктивные расчеты в банках, завышение экспортной стоимости товара и подделка таможенных деклараций.
Положение было настолько серьезным, что в адрес администрации президента России пришлось направить специальное сообщение. Речь, по сути, шла об угрозе экономической безопасности государства. В ФСНП была разработана секретная операция "Зачет", в проведении которой участвовали работники налоговой полиции, налоговых служб, органов внутренних дел, ФСБ, а также таможенники. Раскинули, так сказать, огромный невод на преступников, охватывающий всю страну.
Другая операция под кодовым названием "Подснежники" была нацелена на выявление фирм-однодневок и пресечение их деятельности. Сегодня можно подвести некоторые итоги. В течение девяти месяцев 2001-го выявлен ущерб от возмещения НДС за "воздух" на сумму более 6,9 миллиарда рублей. Возвращено в бюджет свыше 2,2 миллиарда. Предотвращены выплаты НДС на четыре с лишним миллиарда. Пресечены сотни попыток оформления лжеэкспорта по поддельным документам.
В ходе операции "Подснежники" выявили 115 258 анонимных структур, через которые проходили немалые суммы (зафиксировано 8,9 миллиарда рублей). Операции по 1 956 счетам приостановлены. В налоговые органы направлены тысячи материалов с целью инициирования судебных исков о признании фирм-однодневок незаконно зарегистрированными.
- Переводились через такие фиктивные фирмы деньги за рубеж?
- Конечно. Назову только ту сумму, которую удалось выявить в ходе операции, - более 33 миллионов долларов. А проверить те анонимные структуры, которые "испарились", естественно, уже невозможно. Скажу лишь, что, по данным Центрального банка РФ, утечка капиталов из нашей страны в 1999 - 2000 годах превысила 40 миллиардов долларов. Разумеется, не все эти переводы осуществлялись в обход закона, но те предприятия, которые пользовались услугами однодневок, в большинстве случаев сознательно шли на серьезные нарушения. В ходе операции возбуждено более 660 уголовных дел.
- Удалось ли выявить тех, кто организовывал фиктивные фирмы?
- В наш "невод" попало более полутысячи человек.
- Не могли бы привести хотя бы несколько примеров?
- В Ханты-Мансийском автономном округе проверили закрытое акционерное общество "Аста". Выяснилось, что директор организовал хорошо законспирированное преступное сообщество для регистрации фирм и предпринимателей на подставных лиц. Расчетные счета использовались для обналичивания денежных средств и передачи банкнот предприятиям Нижневартовска, а также частным лицам, скрывающим свою предпринимательскую деятельность. В состав преступного синдиката входили не только работники "Асты", но и закрытого акционерного общества "Юридическое бюро", НГАБ "Ермак", Тюменского филиала "Внешторгбанка", а также посредники, передающие обналиченные деньги клиентам. К услугам "Асты" прибегали руководители предприятий, теневые предприниматели. В результате из-за неуплаченных налогов и незаконного возмещения НДС бюджет потерял 55 миллионов рублей. В отношении всех участников возбуждено 31 уголовное дело. Директора "Асты" и "Юридического бюро" взяты под стражу. Наложен арест на расчетные счета, изъяты наличные деньги в сумме 1,9 миллиона рублей.
Вот еще одно дело. В Приморском крае двое россиян и гражданин Южной Кореи организовали, но не зарегистрировали фирму. У них были вымышленные реквизиты, а действовали якобы по доверенности от предпринимательницы Пак Ок Сун, которая на самом деле умерла еще в 2000 году. Троица делала бизнес на продаже по теневым каналам большого количества рыбы. Валовой доход за 2000-й составил 1,3 миллиона долларов. Чистый доход - 1,7 миллиона рублей. Двое участников преступной группы арестованы, а один - Лепешкин О.В. - успел сбежать и находится в розыске.
Много махинаций в лесопромышленном комплексе. В ходе обыска в офисе ООО "Витязь" (Приморский край) и по месту жительства директора были найдены поддельные документы на 5 фирм-однодневок. Отправляя лес-пиловочник за границу, директор скрыл от налогообложения 2,3 миллиона рублей. Серьезные нарушения выявлены и в организациях Министерства обороны. В частности, предприятия, принадлежащие Главному ракетно-артиллерийскому управлению, занимались заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов, не имея лицензии и не отражая в бухгалтерских документах полученного дохода. В бюджеты всех уровней возвращено более 30 миллионов рублей.
Подобных фактов - тысячи. По одним фирмам продолжается следствие, по другим еще предстоит углубленная проверка. Нас заинтересовало, к примеру, то, что более 1,5 миллиона организаций представили в налоговые органы или "нулевые балансы", или вообще не подавали налоговых деклараций. Значительная часть этих фирм является, как показывает практика, "анонимными". Будьте уверены: мы просеем через наше сито всех, кто вызывает подозрение.
"ЛЕВЫЕ" ДОХОДЫ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ
- В США и ряде других стран в нелегальный бизнес внедрено множество тайных агентов, которые передают ценнейшую информацию. Использует ли налоговая полиция этот опыт?
- Без агентурной сети не может успешно работать ни одна структура, занимающаяся выявлением тайных операций. Конечно же, и мы имеем такую сеть. Но это лишь один из каналов получения информации.
- В теневой экономике, как и в криминальном мире, - жестокие нравы. Если тайного агента разоблачают, то шансов на спасение у него очень мало. Много ли погибших среди вашей агентуры?
- У нас, слава Богу, провалов не было. А вот среди офицеров налоговой полиции есть жертвы - погибли около 20 сотрудников. Идет жестокая схватка с подпольным бизнесом, в котором вращаются десятки миллиардов долларов. Где большие "теневые" деньги, там всегда очень высок риск для оперативных работников. На войне - как на войне.
- Занимаются ли теневыми махинациями крупные российские компании?
- По некоторым из них либо уже проводились расследования, либо есть сигналы, требующие проверки. Не буду повторять то, что публиковалось в прессе. Расскажу об операции "Стахановцы", которая началась около полутора лет назад. В ходе ее были проверены, в частности, нефтяные компании. Некоторые из них использовали поисковые и разведочные скважины в режиме промышленной эксплуатации, но в документах полученная прибыль не отражалась. Эксплуатировались также скважины, вообще не стоявшие на балансе. Нефтяные компании получали (думаю, получают и теперь) огромные средства по, так сказать, "левым" каналам. Например, нефтяная компания "Белые ночи" вела на момент проверки промышленную эксплуатацию скважин, не стоящих на балансе. Можно представить, какими теневыми средствами распоряжались руководители "Белых ночей", если только доначисленные платежи в бюджет составили 33,8 миллиона рублей. В целом выявлено 146 преступлений. Возмещен ущерб в размере 2 миллиардов 181 миллиона рублей.
- Можно ли вообще победить "теневого спрута"? Вы выявляете тысячу фирм-однодневок, а на их месте появляется десять тысяч новых. Уличаете в махинациях нефтяных генералов, а после ухода налоговых полицейских начинается промышленная эксплуатация новых скважин, не стоящих на балансе. Не напоминает ли это борьбу с ветряными мельницами?
- Нет, потому что судить об эффективности нашей работы нужно по объективным показателям. А они таковы: в январе-ноябре 2001-го Федеральная служба налоговой полиции вернула государству 97,2 миллиарда рублей. В пересчете - более 3 миллиардов долларов. Возбуждено около 35 тысяч уголовных дел. Привлечено к административной ответственности 132 тысячи человек (сумма штрафов - 455 миллионов рублей). И удельный вес "серого" сегмента теневой экономики, хочу это подчеркнуть, уменьшился: в 1999-м он составлял 25 процентов ВВП, сегодня - 18. Хотя нечистоплотные дельцы, желающие обойти закон, чтобы поживиться за счет государства, будут всегда. И всегда нужна будет налоговая полиция.
Другое дело, что надо совершенствовать законодательство, ликвидировать имеющиеся в нем "дыры". На мой взгляд, следовало бы существенно ужесточить санкции за махинации и обман государства.
- В последние годы идет энергичное сращивание криминального бизнеса с "серой" экономикой. Легально работающие предприятия финансируют преступные группировки. Удается ли налоговой полиции раскрывать эти связи? В том числе и каналы передачи денежных средств бандформированиям в Чечне?
- Разумеется. Главное управление ФСНП по Центральному федеральному округу отправило в ФСБ и МВД материалы на 65 коммерческих структур, которые подозреваются в финансировании бандформирований на территории Чечни. Уже возбуждено 54 уголовных дела. Такие фирмы выявлены, в частности, в Костроме. Многие из упомянутых 65 структур занимались незаконным производством и продажей алкоголя, вырученные деньги шли в Чечню.
Всего Федеральная служба налоговой полиции в настоящее время изучает деятельность около 3 тысяч юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к финансированию организованных преступных группировок.