КОСМИЧЕСКИЙ ШАНС ДЛЯ УМНИЦЫ

Напомню историю, о которой "Труд" рассказал 18 октября 2000 года в корреспонденции "На тыкве - в новую жизнь". Малышка Лена Ляленкова написала свое первое слово, когда ей не было и двух лет. А читать начала еще раньше. Родители из-за большой занятости почти не занимались с дочкой. Зато старший брат Володя с удовольствием играл с ней "в школу". Он вслух учил уроки, а сестренка вполне серьезно пыталась повторять то, что ему задано.

В своих познаниях девочка продвигалась так быстро, что к четырем годам практически освоила программу начальной школы. Маме, Галине Константиновне, ничего не оставалось, как показать дочку педагогам. Учителя были приятно удивлены: "Это же настоящий вундеркинд! Берем ее сразу в пятый класс".Но нетщеславные родители настояли, чтобы Лена все же пошла в первый. Так в школе появилась четырехлетняя ученица.
Аттестат Лена получила в 14 лет. В нем были преимущественно пятерки. Особенно нравились девочке точные науки: алгебра, геометрия, физика, химия. Поступала сразу в два вуза - и поступила. Но предпочтение отдала математическому факультету Ивановского госуниверситета. Студенческий билет Лене подписал сам министр образования Владимир Филиппов.
Росточком она уступала однокашникам, однако в зачетке у нее были одни пятерки. Если случалось особенно трудное задание, однокурсники с надеждой смотрели на Лену: уж она-то решит любое уравнение. И она выручала. Педагоги, в свою очередь, "испытывали" на ней самые сложные задачи. Лену заметили ученые из Москвы, приглашали учиться в столицу. "Конечно, это заманчиво,- признавалась мне Лена. - Но где взять денег, чтобы жить там"?
Семье действительно жилось крайне трудно. Отец Лены, офицер, трагически погиб, когда служил в Казахстане. После этого Ляленковы и перебрались на свою родину - в Иваново. Но здесь новая беда - отсутствие работы. Галина Константиновна подрабатывала лишь дома шитьем. Брат после вуза тоже долго не мог найти себе место. Зачастую перебивались на пособие для Лены и ее повышенную стипендию. "У нас в доме порой даже хлеба нет, - с горечью говорила мне Лена. - А в университет добираюсь "зайцем". Иногда так хочется в буфете булочку купить, а не на что. Благо огород спасает: делаем заготовки на зиму, иначе кормиться семье будет нечем".
Вот такой рассказ выслушал я из уст 15-летней студентки-отличницы математического факультета Лены Ляленковой. Когда подвез ее до дому, она призналась: "Я на "Волге" первый раз в жизни сегодня ехала".
Вскоре после публикации об ивановском вундеркинде в "Труде" мне неожиданно позвонил космонавт Валерий Рюмин: "Неужели то, что вы написали про юную студентку, правда? "Труду" я, конечно, верю, но очень уж невероятной кажется эта история. Если девочка действительно такая талантливая, то давайте поможем ей перевестись в МГУ. Согласится она жить и учиться в Москве?"
Вопрос космонавта для меня был неожиданным. Я и представить не мог, как воспримут предложение Рюмина мама и брат Лены. Потому откровенно сказал Рюмину: "Валерий Викторович, предложение интересное, но ведь в случае согласия встанет масса самых разных проблем - на что учиться, где жить... Семья бедная, мама помочь девочке не в состоянии. А столица - огорода нет..."- "Все это не вопрос, - продолжал Рюмин, - жить Лена могла бы в нашей семье, все условия для нормальной учебы у нее будут, лишь бы согласилась. Попробуйте поговорить с самой девочкой и ее мамой".
Так я вновь появился в семье Ляленковых. Галина Константиновна всерьез обеспокоилась: "Да как же Лена одна в Москве, ведь ребенок еще"? Девочка тоже растерялась: "Учиться в МГУ? Жить в семье космонавта? Да я такого и представить не могу"... Стоило немалых сил убедить Ляленковых в том, что поездка предстоит пока только ознакомительная. Еще неизвестно, примут ли несовершеннолетнюю студентку в столичный вуз. "Но зато Лена побывает в Москве, которую еще ни разу не видела, посмотрит МГУ, познакомится с известным космонавтом и его семьей, - приводил я свои доводы. - А вернуться в Иваново не сложно".
В итоге Ляленковы согласились. Столица поразила и одновременно испугала Лену. Ивановская девчонка боялась ступить на эскалатор метро. С удивлением задирала голову на шпиль высотного здания МГУ. А увидев, как в лифт самого престижного вуза страны вошла студентка, прическа которой была украшена торчащими шариковыми ручками, и вовсе растерялась. Рюмин, как мог, успокаивал свою юную подопечную, называл Москву "большой деревней", в которой она и не такое увидит...
Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий весьма радушно принял нас в своем кабинете. С Леной он говорил просто, я бы сказал, по-отечески. Внимательно перелистал ее зачетную книжку и остался доволен: "отлично" по всем предметам. Далее Виктор Антонович повел речь о математике. После нескольких вопросов и вполне достойных ответов Лены академик сказал: "Да, это - наш человек". Так была решена судьба ивановской студентки: ей предстояло учиться на самом трудном механико-математическом факультете МГУ.
Рюмин был явно обрадован этим и с жилищно-бытовыми проблемами определился сразу:
- Ну что, будущая Софья Ковалевская, жить будешь у нас. Не хоромы, но отдельную комнату тебе гарантирую. А общий язык с моими домочадцами, я думаю, найдешь. Поедем знакомиться.
Уже через час Рюмин показывал своей ивановской гостье ее комнату. Знакомство с семьей продолжилось за праздничным ужином. Жена Валерия Викторовича - тоже космонавт Елена Кондакова, депутат Государственной Думы, была совсем не похожа на знаменитость - проста и обаятельна в общении. Извинялась, что задержалась на работе. Зато Валерий Викторович проявил недюжинное мастерство повара. Мясо, приготовленное им по собственному рецепту, было просто объедением. Женя, дочка космонавтов, внимательно следила, чтобы тарелки у гостей не пустовали. А потом увела свою новую подругу в другую комнату.
Воспользовавшись этим, я не удержался и спросил Рюмина:
- Валерий Викторович, при вашей-то занятости в ракетно-космической корпорации "Энергия", а Елены Владимировны - в Думе к чему эти дополнительные хлопоты и заботы с ивановской девчонкой?
На что Рюмин, не задумываясь, ответил:
- Да какие там заботы! Мы рады помочь одаренной девочке. Что в этом такого? Может, из нее большой ученый получится. Так стоит ли упускать шанс? А человек хороший - это уж точно...
Должен сказать, Валерий Викторович очень противился публикации этой истории в газете, упрашивал меня не торопиться хотя бы до тех пор, пока Лена закончит курс. Все боялся: а вдруг девочка не приживется в столице и сбежит. Не сбежала! Летнюю экзаменационную сессию сдала на одни пятерки и перешла на очередной курс. Каникулы проводила, естественно, в Иванове у мамы. Сейчас сдает зимнюю сессию. При нашей недавней встрече в доме Рюминых с восторгом рассказывала об МГУ. Сетовала, что не хватает времени хорошенько посмотреть Москву. И с особой теплотой говорила о семье космонавтов:
- Знаете, как мы ждали Елену Владимировну, когда она летала на затопление станции "Мир"!.. Она такая милая, добрая. А Валерий Викторович продолжает удивлять своими кулинарными способностями. Недавно приготовил большого гуся с яблоками. Так вкусно было!
Сам Рюмин в эмоциях более сдержан:
- Живем без особых проблем. Лена день и ночь готова грызть гранит науки. Приходится даже ограничивать. Привыкает к столичной жизни. Во всяком случае, эскалатора в метро уже не боится. Только вот по маме все так же скучает. Но и в нашей семье она чувствует себя как дома...