06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЕЛИКИЙ АРХИДИАКОН

Исстари отношение к диаконам на Руси было особое. В этом сане служили благочестивые христиане,

Исстари отношение к диаконам на Руси было особое. В этом сане служили благочестивые христиане, обладавшие такими голосами, которые были способны наполнить собою весь храм и донести Слово Божие до каждого прихожанина. Диаконский голос вел церковную службу, связывал ее части в единое целое, он провозглашал ектинии - прошения о мире, здравии, спасении христианских душ, читал тексты Священного Писания. "Трубный глас" диакона возвещал гражданам с Лобного места о начале войны и о заключении мира. Все это в первые два десятилетия XX века выпало совершать выдающемуся русскому басу о. Константину Розову. Недавно в кремлевском Успенском соборе, в котором он служил в начале прошлого века, состоялся вечер памяти о. Константина, приуроченный к 80-летию его наречения "Великим Архидиаконом". Он единственный, кто за всю историю Русской Церкви удостоился уникального титула.
Самой желанной гостьей этого праздника, организованного сотрудниками музея-заповедника "Московский Кремль", была дочь его заслуженный работник культуры России Людмила Константиновна Розова. Она заметно разволновалась, когда, войдя в собор, увидела возле одной из колонн большой фотопортрет самого дорогого для нее человека, имя и сам голос которого сегодня, после многих десятилетий забвения, вернулись к россиянам.
Константин Розов родился в 1874 году в семье приходского священника о. Василия, служившего в старинном приволжском селе Жданово. Будущий Великий Архидиакон последовательно учился в земской школе, Алтырском духовном училище, Симбирской духовной семинарии. Для Розова не было большей отрады, чем пение в архиерейском хоре Троицкого собора в Симбирске. В нем он и стал служить, будучи в сентябре 1896 года рукоположенным в сан диакона. Сохранилось свидетельство того времени: "Из лучших диаконов 29 церквей Симбирска возвышался только К.В. Розов. Когда он, с его прекрасным неутомимым басом, служил обедню, прихожане усердно слушали и восхваляли Розова".
Пройдут годы, и о. Константина, протодиакона Успенского собора Кремля, будет "усердно слушать и восхвалять" вся Первопрестольная столица. Участник Синодального хора этого собора А. Смирнов, передавший некогда Людмиле Константиновне Розовой свои мемуары, писал: "В Москве существовали четыре достопримечательности: Художественный и Большой театры, Третьяковская галерея и Большой Успенский собор в Кремле, где пел Синодальный хор и служил необыкновенный протодиакон Константин Васильевич Розов. И если в Москве кумирами в основном образованной публики были Шаляпин и Качалов, то Розов являлся всеобщим любимцем... Всеобщее восхищение вызывал голос Константина Васильевича. Это был прекрасный, необыкновенный по тембру бас-профундо бельканто исключительного звучания, без каких-либо хрипов и качаний..." Откроем и мемуары маршала Г. Жукова: "В Успенский собор ходили с удовольствием слушать великолепный Синодальный хор и специально протодиакона Розова, голос у него был как иерихонская труба..."
Интересную историю, связанную с поездкой о. Константина в Лейпциг в 1913 году - на торжество освящения храма-памятника русским воинам, - запечатлел в своих "Воспоминаниях", изданных в Нью-Йорке в 1954 году, протопресвитер Русской Армии и Флота Георгий Шавельский: "Накануне торжества у меня с генералом Жилинским и другими членами миссии происходило совещание о деталях торжества. Ген. Жилинский очень беспокоился, как бы протодиакон Розов своим могучим голосом не оглушил Вильгельма (Вильгельм II, германский император. - Ред.). "Скажите Розову, - просил меня Жилинский,- чтобы он не кричал. У Вильгельма больны уши. Не дай Бог, лопнет барабанная перепонка - беда будет!" Я передал это Розову. Тот обиделся: "Зачем же тогда меня взяли? Что ж, шепотом мне служить, что ли? Какая же это служба? - ворчал он. - А что мне может быть, если я действительно оглушу Вильгельма? Из Германии вышлют? Так наплевать, я и так должен буду уехать. Нет уж, отец протопресвитер, благословите послужить по-настоящему, по-российскому!"
Автор рассказывает далее, что в храме "Розов превзошел самого себя. Его могучий голос заполнил собой весь храм; его раскаты, качаясь и переливаясь, замирали в высоком куполе. И этим раскатам могуче вторили певчие. Богослужение наше очаровало иностранцев. Вильгельм, рассказывали потом, в течение этого дня несколько раз начинал разговор о Русской Церкви, о Розове, о хоре. "Он бредит Розовым", - говорили у нас"...
5/18 ноября 1917 года именно протодиакон Константин Розов провозгласил в храме Христа Спасителя "Многолетие" новоизбранному Святейшему Патриарху Тихону. По предложению Первосвятителя о. Константин в январе 1918 года был возведен в сан архидиакона.
После закрытия большевиками в Кремле Успенского собора все торжественные богослужения совершались в храме Христа Спасителя с непременным участием архидиакона Розова. Там же осенью 1921 года состоялось его наречение "Великим Архидиаконом". И Розов не был бы Розовым, если бы не обернул это событие к общественной пользе.
- Во время празднества, - говорит Людмила Константиновна Розова, - отец громогласно обратился к людям: "Я волжанин, а на Волге сейчас очень трудно. Сердечно прошу вас помочь голодающим Поволжья, моей родине". Пожертвованные православными москвичами средства были переданы государству. Отец многократно организовывал концерты в пользу бедствующих земляков, лично выезжал на гастроли. В его репертуаре были не только духовные песнопения, но и русская классика, народные песни.
Многие выдающиеся мастера певческого искусства не раз вспоминали о великой силе и красоте голоса Розова. Интересны суждения Ивана Семеновича Козловского. Прослушивая подаренную ему пластинку с записью исполняемой Федором Ивановичем Шаляпиным Великой ектении, он сказал: "Замечательно. Спасибо. Но я слышал пластинку архидиакона Розова.О-о! Не хуже, а может быть, и более впечатляюще. Сам я его не слышал в храме, нет, только в записи. Но мне очень много восторженных слов о нем говорил Николай Семенович Голованов, а он пение, и особенно церковное пение, понимал".
Весной 1923 года врачи обнаружили у 49-летнего о. Константина заболевание сердца. Дочь рассказывает, что медики больницы, где находился Константин Васильевич, попросили его спеть. Он не посмел отказать, спел - и скончался. Десятки тысяч москвичей с глубокой печалью прощались с "дядей Костей" - Великим Архидиаконом. Похоронили о. Константина на Ваганьковском кладбище.
...Людмила Константиновна Розова многие годы посвятила изучению и развитию народно-художественных промыслов России, она является членом Московской организации Союза художников. Сокровенным же смыслом и делом всей ее жизни стал сбор материалов о своем отце. Она написала о нем книгу, с полным доверием передала музею "Московский Кремль" свыше 200 документов, составивших личный фонд "Великий Архидиакон К.В. Розов".
Академик Валентин Янин рассказал гостям вечера в Успенском соборе, как на рубеже 80 - 90-х годов ХХ века рождалась первая долгоиграющая пластинка с записью голоса о. Константина (основной массив записей царь-баса "серебряного века" России был сделан в 1910-1911 гг. на аппаратуре фирмы "Пате"):
- Это было счастье, когда Издательский отдел Московской Патриархии сумел перенести записи с почти недоступного звуконосителя - на доступный. А вот теперь председатель Общества древнерусской музыки Анатолий Иннокентьевич Шатов достиг большего - подготовил компакт-диск с полным собранием отреставрированных записей голоса Константина Розова.
Под сводами Успенского собора прозвучали три записи с компакт-диска: "Тако да просветится..." Д. Бортнянского, Евангелие от Луки и часть Великой вечерни - Великий прокимен. Не рискую передать словами пережитые мной в те несколько минут чувства, соглашусь с мнением одного из слушателей: "Голос Великого Архидиакона возносит нас к Небесам"...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников