ПРИНЦ КУТЮРЬЕ ГОВОРИТ "АДЬЕ"

"Я решил распрощаться с делом, которое так сильно любил" - эти слова Ив Сен-Лоран произнес в переполненном журналистами и друзьями кутюрье зале знаменитого во всем мире Дома моды на авеню Марсо в Париже. Мэтр не стал отвечать на вопросы, дав возможность это сделать за него близкому другу и соратнику Пьеру Берже.

По словам Пьера Берже, время "высокой моды", которая "служила женщинам, а не использовала бы их", подошло к концу. "У Сен-Лорана сложилось такое впечатление, - сказал Берже, - что он играет в теннис в одиночку. Рядом не осталось великих мастеров. Последним был Юбер де Живанши. "Высокая мода" была создана, чтобы сопровождать образ жизни, который больше не существует. Сейчас наступила эпоха Билла Гейтса, джинсов и кроссовок "Найк".
Действительно, Ив Сен-Лоран является, пожалуй, последним из носителей французской моды, которая сформировалась в начале ХХ века и связана с такими именами, как Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор, Баленсиага. Тот, кого называют "принцем кутюрье", в 18-летнем возрасте стал работать с Диором, а три года спустя после скоропостижной смерти великого мастера занял его место и в одночасье покорил Париж первой же коллекцией. 40 лет назад вместе с Пьером Берже, обладавшим завидной деловой хваткой, он создал Дом моды, которому было суждено покорить весь мир и принести неувядаемую славу. Это он создал дамские брючные костюмы, элегантнейшие смокинги, ввел военную тематику в наряды, "сахарские" френчи, высокие сапоги.
Любитель искусств, Ив Сен-Лоран создал "музейные" коллекции, вдохновляясь Матиссом, Мондрианом, Браком. Его коллекция на тему "Русские балеты" считается до сих пор непревзойденной. Недаром платья-картины со знаком "высокая мода ИСЛ" выставлялись в Нью-Йорке, Пекине, а в 1987 году - в Москве.
Сказать, что Сен-Лоран - в высшей степени сложная и необычная натура, значит ничего не сказать. Он всегда жил на острие бритвы, подчас не зная меры в своих увлечениях. Алкоголь, секс, наркотики и, как следствие, депрессии, больницы, постоянные слухи о том, что он вот-вот покинет этот бренный мир. Но даже в самые тяжелые "запойные" недели, каким бы страстям и пагубным соблазнам он ни предавался, Ив Сен-Лоран был способен на невероятные по силе творческие взрывы, как например, в 1976 году, когда оставил больничную койку для того, чтобы за считанные дни сделать коллекцию на тему "Кармен", и свыше 300 моделей демонстрировали их три часа!
В последние годы Ив сильно изменился. Жил затворником, редко покидая свою парижскую квартиру на улице Бабилон на левом берегу Сены, стены которой увешаны подлинниками Пикассо, Леже, Сезанна. В человеке с нервной улыбкой на лице было трудно узнать балагура и весельчака, который раньше без труда мог рассмешить до слез своих друзей и так над ними подтрунивать, что как-то раз сдержанный аскет Пьер Берже, задетый за живое колкостями и шутками Ива, гонялся за кутюрье по всему дому с ножом в руках... Он избегал светских раутов, появлялся лишь на ежегодных просмотрах собственных коллекций "от кутюр", без остатка отдаваясь главному делу.
Иву принадлежит, пожалуй, прекраснейшее определение искусства моды: "Самые лучшие одежды для женщины - это объятия мужчины, которого она любит; для тех, на чью долю подобное счастье не выпало, существуют мои творения".
Смена вех в княжестве "принципа кутюрье" имеет вполне определенную дату. Это декабрь 1999 года, когда финансово-производственная группа французского миллиардера Франсуа Пино приобрела "прет-а-порте" и парфюмерную линию Дома Ива Сен-Лорана, испытывавшего серьезные финансовые трудности. То и другое было передано под контроль компании "Гуччи", также принадлежащей Франсуа Пино. "Готовой одеждой" и духами стал заведовать молодой техасец Том Форд, носитель новой школы в моде, где на первое место вышли маркентинговые технологии и расчет. Понятно, что ужиться двум тенденциям под одной крышей было невозможно.
Скрытые под глянцем соглашений и приличий конфликты в Доме ИСЛ то и дело пробивались наружу. Так, мэтр блистал своим отсутствием на первой коллекции "прет-а-порте" Тома Форда, сделанной под знаком Ива Сен-Лорана. Шестью месяцами позже, минувшим летом, он посетил показ работ прежнего руководителя мужской линии "готовой одежды" ИСЛ Хеди Слимана, перешедшего в Дом Кристиана Диора, который принадлежит непримиримому сопернику Франсуа Пино - также миллиардеру Бернару Арно. Разрыв был неизбежен. Тем более что в нынешние времена "от кутюр" в отрыве от "готовой одежды" и парфюмерии - дело крайне убыточное, что в конце концов и привело к решению закрыть Дом "высокой моды". "Прет-а-порте" же остается, правда, кроме "фирменного" названия никакого отношения к Иву Сен-Лорану иметь не будет.
Сам же кутюрье объявил о том, что 22 января состоится его последний показ. Он пройдет в модерновых стенах центра Помпиду и будет своего рода отчетом за минувшие 40 лет. Что дальше? Вместо мэтра ответил верный Пьер Берже: "Ив будет рисовать, писать, читать. Но об этом подробнее расскажет он сам, когда наступит время".