11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РЫНОК ТОПЛИВА: ГДЕ ЖЕ ПРАВИЛА "ИГРЫ"

Юдина Людмила
Статья «РЫНОК ТОПЛИВА: ГДЕ ЖЕ ПРАВИЛА "ИГРЫ"»
из номера 003 за 10 Января 2003г.
Опубликовано 01:01 10 Января 2003г.
Наступивший год обещает стать переломным для газовой отрасли. Сегодня формируется новая концепция развития газового сектора, грядет либерализация внутреннего рынка газа, а также реформирование крупнейшей российской компании - Газпрома. О том, каких сюрпризов можно ожидать от предстоящих перемен, сумеет ли российский потребитель без потрясений выжить в новых экономических условиях, рассказывает депутат Государственной Думы, председатель думского подкомитета по газу, президент "Российского газового общества" Валерий ЯЗЕВ.

- Валерий Афонасьевич, на протяжении многих лет газовая отрасль была и остается "тягловой силой" отечественной экономики. Что не нравится реформаторам в работе газовиков сегодня? Что они конкретно хотят реформировать и зачем?
- Реформирование газового рынка - не благое пожелание или злой умысел реформаторов, а требование жизни, необходимое для успешного развития газовой отрасли. Вопрос в том, как оно должно осуществляться, в какой последовательности.
Больше года назад правительство РФ взялось за подготовку концепции развития газового рынка. Была создана специальная рабочая группа под руководством министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Заслушать результаты деятельности комиссии и принять соответствующее постановление планировалось еще в прошлом году. Однако концепция до сих пор не разработана.
- Неужели так трудно ее создать? В мире накоплен большой опыт, в Европе полным ходом идет либерализация газового рынка, а мы что, собираемся изобретать велосипед?
- Ничего особенного изобретать не нужно. Достаточно правильно оценить ситуацию и определить содержание, цели и пути развития газового рынка. Любой рынок предполагает наличие трех субъектов: товара (в нашем случае газ), продавца (поставщик) и покупателя (потребитель). Взаимоотношения между участниками рынка должны регулироваться четкими, одобренными на государственном уровне правилами. Именно от "правил игры" на рынке зависит эффективность его функционирования.
- Полагаю, смысл этих "правил" состоит в повышении цен на "голубое топливо"?
- Не надо смешивать повышение цен с либерализацией рынка и реформированием Газпрома. Это самостоятельные, хотя и неизолированные друг от друга процессы. Всем надо понять: повышение цен опережает либерализацию. Последняя предполагает наличие конкурентной среды на рынке, где будут действовать свободные (реальные) цены. Сегодня цены на газ регулируются государством. Ежегодно они повышаются в среднем на 20 - 35 процентов. К 2005 году газ будет ориентировочно в 2,5 раза дороже, чем сегодня - около 40 долларов за тысячу кубометров (к слову, в Европе его средняя цена - 200 долларов за тот же объем).
- Ничего себе!
- А вы знаете, что до дефолта в 1998 году газ в России стоил 35 долларов? Сегодня этот специфический товар у нас настолько недооценен, что стал главным антирыночным фактором всей российской экономики.
Последствия поклонения "дешевому газу" налицо: это и деформация внутреннего топливно-энергетического баланса, и кризис перепроизводства в угольной отрасли, и сложная ситуация в энергетике (построенная на дешевом газе, она практически перестала модернизироваться, "законсервировалась" на уровне 70-х годов прошлого века), а также в других отраслях, использующих газ как сырье и топливо. Кроме того, дешевый газ стал одним из главных тормозов инвестиционных процессов.
- Значит, "голубое топливо" будет дорожать независимо от развития ситуации на внутреннем газовом рынке?
- Безусловно. Еще и потому, что будет дорожать газодобыча. Главный производитель "голубого топлива" Газпром (на его долю приходится 93 процента) работает в основном на старых промыслах с падающей добычей. В последние годы в стране наметилась тенденция к снижению добычи сырья. Только ввод Заполярного приостановил этот процесс. Но поддержки "Заполярки" хватит лишь на несколько лет. За это время надо многое сделать. В планах Газпрома - освоение новых структур в акваториях Обской и Тазовской губ, Штокмановского - на шельфе Баренцева моря, месторождений полуострова Ямал. Реализация этих проектов потребует огромных инвестиций. Для меня совершенно очевидно, что таких денег нет ни у Газпрома, ни даже у России. Их и не может быть при нынешней системе ценообразования. Нужны серьезные инвесторы. Однако капитал не потечет туда, где нет возможности его наращивать.
- Что же нас все-таки ждет: сначала государство повысит цены, потом пойдет процесс либерализации рынка газа, и цены еще больше поднимутся?
- Наоборот, либерализация будет способствовать снижению и выравниванию цены благодаря конкуренции. Для создания либерализованного рынка необходимо выполнение двух условий: первое - предоставить возможность доступа к этому рынку всех производителей и потребителей газа; второе - создать конкурентную среду.
- Сегодня на рынке работает и Газпром, чьи цены регулируются государством, и независимые производители газа, продающие свой товар по свободным ценам. Но все толкуют об отсутствии конкуренции.
- Дело в том, что главным конкурентом на внутреннем рынке для "независимых" остается Газпром со своими низкими регулируемыми ценами. Это невыгодно ни самой газовой компании, ни независимым. Не имея возможности получить хоть какую-то прибыль внутри России, независимые просятся в экспортную трубу. На мой взгляд, это не выход. Если много поставщиков хлынет со своим товаром на зарубежный рынок, там сразу же упадет цена на "голубое топливо". Кроме того, газовая директива ЕС не допускает поставки из одной страны более чем 30 процентов всего импорта. Мы сегодня поставляем уже 27 процентов, и поднять объем до 40 - 45 процентов нам никто не позволит.
У Газпрома есть долгосрочные контракты с зарубежными партнерами, и со временем он может закупать газ у независимых производителей для продажи на экспорт. Однако оператор должен быть один - Газэкспорт.
- Но выживут ли независимые производители газа, торгуя лишь внутри страны? Это принципиальный вопрос: ведь Газпром обозначил себе вполне определенную планку газодобычи на ближайшие 20 лет. Чтобы удовлетворить потребности внутреннего рынка, необходимы дополнительные объемы газа, которые можно получить от других поставщиков. Не столкнемся ли с дефицитом?
- Сейчас речь идет о конкретных шагах по развитию внутреннего рынка. Прежде всего о том, чтобы создать свободный сектор, где Газпром мог бы продавать хотя бы пять процентов топлива от объема внутренних продаж по свободной биржевой цене.
- Как вы представляете себе деятельность регулируемого рынка в "переходный период" к свободному?
- Я бы разделил его на три составляющие. Первая охватывает социальный сектор, где цены повышаются очень медленно. Это коммунальное хозяйство, жилой сектор, бюджетные организации, армия. Ко второй относится промышленность, где повышение цен на газ не должно подорвать конкурентоспособность нашей продукции на международном рынке. В то же время газовики не обязаны дотировать высокодоходные экспортно ориентированные предприятия, которые, используя дешевый газ, получают сверхприбыли от экспорта своей продукции. Третья составляющая - электроэнергетика. Для нее цена на газ должна быть адекватна цене на другие виды топлива, чтобы стимулировать переход электростанций с газа на уголь и мазут. Сейчас энергетики переживают некоторый шок: депутаты внесли предложение о том, что энергопредприятия, получающие газ по регулируемым ценам, не могут продавать электричество, выработанное на этом газе, по свободной цене.
- Существуют ли объективные причины, тормозящие создание нерегулируемого сектора?
- Вернее было бы их назвать "ограничителями". Это прежде всего социальный ограничитель. Нельзя резко отпускать цены, это может привести к "замораживанию" страны и снижению темпов роста ВВП. Есть, кроме того, и "внешний ограничитель" - наши обязательства по долгосрочным контрактам, которые нельзя уменьшить. Техническим ограничителем выступает мощность газотранспортной системы, лимитирующая доступ в нее независимых производителей. При переходе на два сектора рынка государство должно регулировать доступ к свободным газотранспортным мощностям.
- Какой, на ваш взгляд, может быть роль государства в обоих секторах рынка?
- Пока могу сказать только одно: с этой ролью государству еще предстоит определиться.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников