ХОРОШО СМЕЕТСЯ ТОТ, КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ

Сообщив о своем желании встать во главе исполнительной власти края, актер и писатель заявил, что в материальном плане он человек довольно обеспеченный. Но, поскольку земляки его просят, он готов помочь им улучшить их положение. Тем более что, помимо актерского, он имеет и экономическое образование...

Надо признать, заявление известного юмориста, уроженца алтайского села Верх-Обское, немало озадачило и взбудоражило жителей края и прилегающих к нему территорий. Пытаясь постичь глубину и серьезность намерений актера оставить "веселый цех", коллеги Новосибирского телевидения смогли разыскать Михаила Евдокимова на гастролях в Астане. Однако виновник переполоха регионального значения от каких-либо комментариев наотрез отказался, заявив, что до официального выдвижения своей кандидатуры на пост главы края он никаких заявлений делать не станет.
Согласно прогнозам грядущие губернаторские выборы на Алтае альтернативными можно назвать чисто условно, поскольку, по мнению большинства наблюдателей, конкурентов у действующего руководителя края Александра Сурикова практически нет. "Быть может, своим заявлением Евдокимов решил внести некоторую изюминку в предстоящую откровенно скучную политическую кампанию, - предположил мой коллега из "Алтайской правды". - А может, он таким необычным образом решил пополнить свой творческий багаж, поближе вникнув в житье-бытье своих земляков".
Однако подождем окончательной развязки интриги, инициатором которой стал всенародно любимый "выходец из бани". Ведь не зря утверждают, что хорошо смеется тот, кто смеется последним.
"ОНИ НАС ДЕРЖАТ ЗА ДУРАКОВ..."
Как балагур чуть не стал президентом Франции
Юморист Михаил Евдокимов пополнил список мастеров "веселого цеха", которые в разное время и по соображениям разного порядка пытались использовать свою сценическую популярность на поприще общественно-политического признания. Самым экстравагантным и, кстати, весьма результативным среди них, на мой взгляд, был французский комик Колюш, который осенью 1980 году замахнулся ни мало ни много - на Елисейский дворец. Правда, в отличие от Евдокимова этот виртуоз разговорного жанра, от шуточек которого покатывалась вся Франция, ввязался в предвыборную борьбу в основном для того, чтобы высмеять тогдашний политический бомонд как правого, так и левого толка. По его мнению, элиту больше интересовала власть как таковая, а не проблемы простых граждан.
И действительно кампания Колюша началась как отлично поставленный розыгрыш. Вместе с режиссером Романом Гупилем он написал обращение к "старикам, волосатикам, артистам, пешеходам, бывшим коммунистам, короче, ко всем, кого политики за людей не считают", - проголосовать на президентских выборах за него и таким образом вместе с Колюшем "вставить им фитиль" в одно место. На пресс-конференции, которую комик дал в парижском театре "Жимназ", обращаясь к многочисленным журналистам, он бросил: "Они нас держат за дураков, так я призываю проголосовать за дурака!" Был создан комитет из видных представителей мира искусства, куда вошли среди прочих Жерар Депардье, певцы Джони Холлидей, Мишель Сарду, Жорж Мустаки, культовый режиссер Жан-Люк Гадар. В то время как Колюш с президентской трехцветной лентой через плечо пришелся по вкусу французам, политики отнеслись к нему поначалу как к расшалившемуся скомороху.
Опрос общественного мнения, опубликованный в середине декабря 1980 года в воскресной газете "Журналь де диманш", стал для политиков холодным душем: 16 процентов избирателей заявили о своей готовности отдать голоса круглолицему толстяку с плутоватым взглядом и острым языком. На их глазах фарс, разыгрываемый Колюшем, превращался в серьезное дело.
Главной мишенью его подчас очень злых шуток стал тогдашний президент Валери Жискар д'Эстен, выдвигавшийся на второй президентский срок от блока правых и имевший лучшие шансы на победу. Особенно сильно Жискару доставалось за дело о "бриллиантах Бокассы": скандал вокруг драгоценных камней, украсивших корону руководителя Центральноафриканской Республики, был самым громким во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века.
Тут-то шутник и попал под "нешуточное" давление со стороны властей: ему стали отказывать в государственном теле- и радиоэфире, а тогдашний министр внутренних дел получил негласное распоряжение "политически уничтожить" Колюша. За ним установили слежку, телефон поставили на "прослушку", стали, как водится, собирать компромат. Когда полиция обнаружила труп режиссера Рене Горлена, с которым Колюш работал шесть лет подряд, с двумя стреляными ранами в затылке, в его адрес стали приходить вполне реальные угрозы, охота "хохмить" у комика испарилась сама собой. Собрав репортеров, он объявил о своем отказе продолжать предвыборный марафон. "У меня пропало желание шутить, - заявил он.- Как я могу веселить народ, когда мне не до смеха?" Но дело было сделано: позиции Жискара д'Эстена были подорваны, и в мае 1981 года он проиграл Миттерану.
Такова история. Правда, мне представляется, балагур Колюш в ней останется не столько как вдохновитель и исполнитель главной роли в "предвыборном капустнике", а как организатор сети "Ресторанов сердца" - бесплатных столовых, которые и по сей день, после его смерти в 1986 году в результате автодорожной аварии, принимают каждую зиму сотни и тысячи обездоленных. Великий хохмач был человеком большой души...