НАМ ПОКА НЕЧЕМ ХВАСТАТЬ

"Возможно ли возрождение России как сверхдержавы?" - мнение высказывает президент Фонда аналитических программ "Экспертиза" Марк УРНОВ.

- Сегодня состояние России таково, что она может претендовать на роль сверхдержавы только в одном случае - если станет фактором военной угрозы. Ни по экономическому статусу, ни по культурному наша страна на мировое лидерство претендовать не может. Российская культура сегодня - никак не пример для подражания, я говорю не об отдельных явлениях и личностях, а в целом, политическая система у нас тоже далека от идеала, находится в периоде роста с присущими ему болезнями. И уж подавно мы не тянем на роль эффективного конкурента гигантским экономическим комплексам США, Японии или объединенной Европы - ни по качеству продукции, ни по масштабам производства. Сейчас мы можем быть сверхдержавой только в одной ипостаси - 20 лет спустя вновь превратиться в "Верхнюю Вольту, обладающую ракетами", как нелицеприятно обозвала нашу страну баронесса Тэтчер в эпоху холодной войны. Но наводить страх на мир - удовольствие не из дешевых.
- Создать современную наступательную армию мы, наверное, не в силах из-за нехватки финансов?
- Отчего же, можем потянуть. Правда, при таком подходе придется забыть о нормальном развитии экономики. Отечественная рыночная экономика сейчас не в силах обеспечить наступательный военный потенциал. Только плановая, казарменного типа ("все - для фронта, все - для победы"). Понятно, что бряцать оружием в таком случае будем за счет снижения жизненного уровня населения. Как при Советах, когда, стремясь быть "впереди планеты всей", убежали от социальных проблем и в итоге развалили столетиями складывавшееся государство. Напомню цену тогдашней "национальной гордости": продовольственные карточки, "колбасные" электрички и, извините, многочасовые очереди по записи за дамскими колготками и финскими унитазами. Нам, российскому народу, это надо?
- Ваш вопрос - риторический?..
- Не совсем. Символ сверхдержавы многим греет душу в качестве компенсаторного механизма их комплекса неполноценности. Почему-то хочется им не столько самим жить хорошо, сколько чтобы другим было неуютно. Черной завистью завидуют богатым людям и богатым странам. Дескать: "Ах вы, гады буржуйские, машины классные выпускаете, асфальт с шампунем моете, травку газонокосилками стрижете! Так мы, сирые и босые, на вас ядерную бомбу нацелим - сразу зауважаете". В этом смысле идеология сверхдержавы - темная, маргинальная, люмпенская. Другое дело - стремиться стать великой державой...
- Давайте разберемся в терминологии. Вы различаете понятия "сверхдержава" и "великая держава"? Тогда что такое великая держава по Урнову?
- Очень просто: Япония, не обладающая ни ядерным оружием, ни огромной территорией, - великая держава современности. Почему произведение искусства называют великим? Да потому, что оно выделяется среди других, и это признают все. А страна становится великой не когда она это декларирует, а когда ее начинают считать таковой. Тем же японцам нет необходимости бить себя в грудь и вопить на каждом углу: "Мы - великий народ!", что свойственно некоторым нашим деятелям. Японскую электронику знают и используют во всем мире. А что сегодня используют во всем мире российского производства, кроме автомата Калашникова и литературных произведений наших классиков XIX века?
- Кстати, о литературе. Некоторые выступавшие на страницах "Труда" писатели утверждают, что мы вполне можем претендовать на роль "духовной сверхдержавы"...
- На мой взгляд, эти разговоры - из области дешевой мифологии. Покажите мне эту духовность. Мы что, за последние годы вырастили нового Толстого, создали что-то особо выдающееся в области литературы, кино, живописи, скульптуры? Только телесериал "Бригада" в пример приводить не надо... Очень схожее оправдание комплекса неполноценности было у афроамериканцев в 60-е годы прошлого века. Тогда они не могли на равных сосуществовать с белым населением и тешили себя: "Они такие рациональные, скучные и приземленные, а у нас - вуду и загадочная душа". Да, у нас была великая литература. Но сейчас ее нет. И не из-за отсутствия денег - писатели не самая бедствующая категория российских граждан, а потому, что за 80 лет внутреннюю культуру подрастеряли...
- Если взять тех же американцев, над прагматичностью которых посмеиваются некоторые наши соотечественники (в том числе некоторые авторы "Труда"), уверенные в духовном превосходстве России, то вопрос: с каких позиций Россия должна строить взаимоотношения с единственной признанной в мире сверхдержавой - США?
- Нет нужды снова изобретать велосипед. Взаимодействовать с США России надо так же, как с американцами ведут себя Европа, Япония, Индия. Просто учитывать "весовые категории", налаживать рациональный диалог и извлекать выгоду из точной оценки своих возможностей и потребностей. США порой ведут себя очень жестко, поэтому, чтобы добиться равноправия во взаимоотношениях с ними, надо искать союзников, то есть "играть" в нормальные политические "игры". Главное - без комплексов.
Беседу вел