ОЛЕГ МИТЯЕВ: ДВОРНИК - ПОДХОДЯЩАЯ ПРОФЕССИЯ ДЛЯ ПОЭТА

Мы познакомились с Олегом в конце 70-х, когда я, оказавшись в жюри Челябинского конкурса самодеятельной песни, поставил высший балл никому не известному дуэту студентов Челябинского института физкультуры за исполнение песни "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".И вот 25 лет спустя наши пути снова пересеклись. На этот раз не на пенечке у озера, а за кулисами лучшего петербургского зала "Октябрьский", который трещал по швам, встречая знаменитого барда.

- Олег, как ты относишься к тому, что тебя называют "номером один" среди бардов?
- Всякие рейтинги - дело сугубо субъективное. В конце концов каждый человек выбирает, кто у него самый любимый, самый первый. Пусть даже этот певец больше никому не известен, но его манера ложится на душу, соответствует темпераменту, культурному развитию, интеллекту слушателя. Для кого-то N1 - Юра Шатунов (экс-"Ласковый май"), для другого - Алик Мирзоян (прекрасный бард, известный в узких кругах интеллигенции). Понятно, что любителей песен Мирзояна намного меньше, чем фанов Шатунова. Хотя мне жаль, что это так.
- При таком количестве концертов, что ты нынче даешь, возникает мысль об опасности заштампованности...
- Вряд ли. У нас с Леонидом Марголиным (гитарист, аранжировщик и композитор, сотрудничает с Митяевым. - М.С.) обычно нет заранее составленной программы концерта. Все зависит от аудитории, от ее реакции.
- Твои клипы просты, безыскусны. Говорят, ты чуть ли не сам их снимаешь...
- Просто и безыскусно - это еще мягко сказано. Я бы назвал их убогими (смеется). Будь моя воля - вообще клипов бы не снимал, потому что это не моя профессия. Но приходится считаться с законами шоу-бизнеса. Вообще-то я убежден, что лучшее видео - это аудио. В том смысле, что клипы навязывают зрителю свои образы, а аудио, наоборот, раскрепощает фантазию. Моя мечта - дожить до времен, когда только бы тем и занимался, что придумывал слова, музыку и иногда пел на концертах. Может, еще доживу - если государство наконец приструнит "пиратов", которые пока что господствуют на рынке звукозаписи. В этом случае нам, авторам, должны пойти какие-то гонорары, а значит, появится возможность давать поменьше концертов, заняться сочинением песен. Ну а пока концерты - главный способ заработать. Этим наши артисты отличаются от западных.
- Как расслабляешься после таких тяжких трудов?
- Помнишь, как в анекдоте: "А я не напрягаюсь!.." Вот и я считаю, что расслабляться нечего, если не в шахте вкалываешь, не вагоны разгружаешь. Ну а если всерьез, то мне кажется чудовищным, когда человек идет на нелюбимую работу, трудится 11 месяцев в году, а потом, счастливый, бросает все и - в отпуск. От этого состояния надо бежать, творческая работа должна приносить радость, быть твоим естеством.
- Но ты же все-таки уходишь иногда в отпуск. Недавно, знаю, в Непал ездил...
- Непал - удивительная страна! Ночуешь на берегу реки, под открытым небом, а небосклон со звездами движется над тобой с невероятной скоростью... Действительно понравилось. Но почти все нынешнее лето я провел на подмосковной даче. Это понравилось еще больше. Сидишь на природе, песни сочиняешь. Если кто-то хочет увидеть тебя по делу или без дела, говоришь: "Приезжай!" А дальше - шашлычок, банька, разговоры по душам, гитара. Не напрягаясь и не особо расслабляясь. К тому же в соседях у меня хорошие люди: Виктория Токарева, Петр Тодоровский, например.
- Любишь общаться с элитой?
- Я вывел для себя формулу: среди людей известных попадаются и интересные! Правда, к мысли этой пришел, что называется, от противного: несколько раз оказывался в ситуации, когда собеседник - человек, бесспорно, известный, а говорить с ним не о чем.
- С Петром Тодоровским вы не только ходите друг к другу в гости, но и делаете что-то вместе в кино...
- Я действительно написал песни для четырехсерийного фильма Одесской киностудии "С должностными лицами... ", снятого по сценарию Тодоровского. Он должен вот-вот выйти. Возможно, Петр Ефимович (он ведь сам отлично поет) запишет еще и диск вместе с Леонидом Марголиным.
- Тебе довелось общаться с Булатом Окуджавой. Мог бы рассказать что-то об этом?
- Мог бы, наверное... "Мы с Окуджавой" - нескромно как-то. Я действительно захаживал в гости к Окуджаве в Безбожный переулок, ездил на его дачу в Переделкино. После того как мы познакомились и я попел ему свои песенки, мне хотелось общаться и дальше, но чем я мог быть интересен Булату? И тогда я стал предлагать: "Булат Шалвович, а хотите, я вас с Макаревичем познакомлю?" Потом звонил Андрею: "Хочешь познакомиться с Окуджавой?" Привозил я в Переделкино и Иващенко с Васильевым, тогда еще не таких известных, как сейчас, после их мюзикла "Норд-Ост". Были добрые такие вечерние посиделки с выпивкой и закуской. Но однажды я зашел в Безбожный переулок и увидел в прихожей несколько зонтов. Заглянул краем глаза в гостиную, там Зиновий Гердт, Давид Самойлов, еще кто-то. Конечно, мне хотелось к ним присоединиться, но ума хватило понять, что не моя это компания, и я тихо удалился. У Булата Шалвовича была своя, богатая знакомствами и дружбами жизнь, в которую мне было не войти.
- Кстати, нравится тебе памятник Окуджаве на Арбате?
- Я, конечно, не искусствовед и мнение высказываю дилетантское. Но мне приятно было посмотреть на композицию и даже посидеть за бронзовым столом. У меня это первый случай, когда я знал человека, и вот он в бронзе. Монументально. Но невольно думаешь: "Окуджава был... немножко не такой".
- В твоей трудовой книжке можно прочитать: электромонтажник, тренер по плаванию, дворник, завклубом, артист...
- Электромонтажником я числился во время учебы в техникуме и еще полгода перед армией (Митяев служил на флоте. - М.С.). Помню, вставал в пять утра и сначала спешил в бассейн, где проплывал километра два. Затем перся на строительно-монтажный участок, где меня ждали заскорузлая роба и звенящее от мороза железо. Во время обеда, быстренько перекусив, ложился спать на фуфайках в вагончике. Поднимался и вновь работал, после чего бежал на вечернюю тренировку. Когда доползал до дома, бухался в постель и во сне опять "плыл" по водной дорожке, пока в пять утра не звонил будильник... Когда впоследствии я недолго работал тренером, то вытаскивал десятилетних пацанов из воды и говорил: "Ну зачем тебе это надо? Есть же кино, музыка, жизнь вокруг такая многообразная - а ты день-деньской от стенки к стенке гребешь". Ребята воспринимали это как провокацию и отвечали: "Хочу стать олимпийским чемпионом!"
- А как смотрелся Митяев в качестве дворника с метлой в руках?
- По-моему, убедительно. Я вообще считаю, что труд дворника способствует гармоничному развитию личности. Это профессия будущего! Ведь в ее основе заложено идеальное сочетание физического и духовного: упражнения с метлой плюс общение с природой. Ты встаешь вместе с солнышком, наблюдаешь за листочками, деревьями, кустами...
- Как продвигается твой новый проект - диск на стихи Пушкина?
- Есть пример Алексея Германа, который снимает картину не месяц-два, как большинство других постановщиков, а долгие годы, зато - на века. С диском на стихи Пушкина, похоже, долгая история. Правда, одна мощная составляющая, которая не подлежит обсуждению, у нас уже есть - это стихи Александра Сергеевича. Теперь остается "подтянуть" музыку и исполнителей.
- Музыку, очевидно, снова напишет Леонид Марголин, с которым вы уже выпустили диск "Ни страны, ни погоста" на стихи Иосифа Бродского?
- Я рассчитываю на Марголина, но если он не со всем справится, придется привлекать кого-то еще.
- Например, Митяева?
- Нет, Андрея Петрова, Давида Тухманова, еще кого-то из профессиональных композиторов. Себя к таковым не отношу. Я и петь-то в этом проекте не хочу, лучше привлечь прекрасные певческие силы - такие, как Тамару Гвердцители, Юлию Началову, белорусских "Песняров", а может быть, и совсем молодых, пока не известных певцов. В свое время альбом Тухманова "По волне моей памяти" на стихи поэтов-классиков поразил всех не только яркими мелодиями, глубокими текстами, но и звонкими молодыми голосами...
- Олег, сведения о твоей личной жизни очень скупы. Ты сознательно прячешься?
- Почему? Я женат, имею троих сыновей и дочь. Старший, Cергей, к своим 22 отслужил в армии, ищет себя. Средний, Филипп, поступил в Щукинское училище на актерское отделение, но со второго курса ушел и теперь учится на вечернем на экономиста, работает. Младший, Савва, еще школьник, а дочка Дарья еще меньше. Вот тот минимум, дальше которого мне не хотелось бы раскрываться.
Беседу вел