ДОГОВОРИМСЯ?

Прошлой зимой "газовым противником" была Украина, которая продержалась трое суток. Белоруссия

Прошлой зимой "газовым противником" была Украина, которая продержалась трое суток. Белоруссия теоретически могла "воевать" около двух недель, но решила не дожидаться, когда Газпром закрутит газовый вентиль на трубе "Белтрансгаза", и сама не стала перекрывать транзитный трубопровод "Ямал-Европа". Газовый скандал не состоялся, договор стороны подписали за две минуты до боя кремлевских курантов, а вместо распития шампанского устроили пресс-конференцию для жутко обозленных журналистов.
Результат политологи поспешили назвать "боевой ничьей". В 2007 году вместо прежних 46 долларов за тысячу кубометров белорусы заплатят не 220, как первоначально требовал Газпром, а лишь сотню "зеленых". Следующие три года цены станут европейскими в теории, но пониженными на практике (скидка 33, 20 и 10 процентов). Зато Газпром за это время отдаст 2,5 млрд. долларов за 50 процентов акций "Белтрансгаза".
Но примирения и ликования в Союзном государстве не получилось. Как выяснилось, у России был в запасе другой козырь. Еще 12 декабря Михаил Фрадков подписал распоряжение о взимании пошлины с поставляемой в Белоруссию российской нефти: 180 долларов с тонны. Основания такие: мы с соседями нефтью делимся почти по внутренним ценам, а они ее перерабатывают и потом бензин в Евросоюз гонят за валюту. И не делятся. Расчет предполагаемой дележки получался вкусный: в 2006 году белорусы получили 20 млн. тонн нефти. Значит, при тех же объемах мы можем одних пошлин взять с них 3,6 млрд. долларов. Хватит на "Белтрансгаз" и даже останется. Ибо дружба дружбой, а денежки - врозь.
Но у Лукашенко был свой расчет - именно на экспортный нефтепровод "Дружбу": вы нам - нефтяные пошлины, мы вам - транзитные: 45 долларов за тонну нефти, перекаченную по белорусской территории. Если учесть, что в прошлом году нефтяной транзит превысил 90 млн. тонн, то легко подсчитать предполагаемую "сумму прописью" - 4,05 млрд. долларов. Хватит на все требуемые Россией платежи и тоже останется.
В общем, без войны все-таки не обошлось. Причем не известно, для кого она окажется "победоносной". Но чем дольше продлятся боевые действия, тем больший урон понесут обе стороны. Потому что это война внутри союзного государства, то есть внутренняя. И если так союзники выясняют отношения, то что от их союза останется?
Пока амбиций хватает у обеих сторон, и "боеприпасов" еще немало в запасниках. Говорят, на столе у Фрадкова уже лежит проект постановления о введении 8-процентной ввозной пошлины на сахар - чтоб белорусам дружба медом не казалась. Лукашенко тоже может ответить - к примеру, налогом на автотранспортный грузовой транзит и железнодорожный пассажиропоток по территории Белоруссии - из России на Запад и обратно. Все, как на коммунальной кухне: они нам - таракана в суп, мы им - слюны в чай. Ведь после 15-летних попыток построить союзное государство у каждого соседа найдется немало способов напакостить вчерашнему побратиму.
И кому от этого станет лучше?
ВИД ИЗ КРЕМЛЯ
Вчера Владимир Путин на совещании в Кремле поручил правительству выработать "комплекс мер, направленных на защиту национальной экономики", и при этом "сделать все необходимое, чтобы обеспечить интересы западных потребителей". Сказанное надо понимать так: если страны ЕС будут нервничать по поводу перекрытия нефтепровода "Дружба", то российская сторона в любых условиях поставки восстановит, а компаниям-экспортерам постарается компенсировать убытки, возникшие из-за повышения цен за транзит нефти по белорусской территории.
Российский президент напомнил, что даже после пересмотра цен на газ он для Белоруссии остается самым дешевым среди стран СНГ и втрое дешевле, чем для Польши. Но эти доводы в Минске вряд ли захотят слышать.