КОМУ МАТЬ РОДНА...

Около полувека, начиная с 1947 года, проработал полковник внутренней службы Владимир Токмаков в зонах да лагерях. Первая должность еще из времен мрачного ГУЛАГа - командир отделения военизированной охраны. Тогда зэки под присмотром молодого вохровца строили Симферопольское шоссе в районе Курска. Одно время возглавлял УИТУ - Управление исправительно-трудовых учреждений Узбекской ССР. И сейчас, в свои почти 80, продолжает трудиться "по специальности". В Управлении федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области руководит музеем тюремного дела. Говорят, что коллекция у Токмакова по теме лучшая в мире.

- Нет, конечно, - протестует Владимир Арсентьевич, - в лондонском Тауэре экспонатов все-таки больше.
- Но, скажем, про побеги заключенных, слышал, вы все знаете. И в музее есть на этот счет специальный раздел.
- Да, два тома материалов собрал... Как раз на днях из исправительной колонии N 4 в Самаре рано утром, в 4.25 убежал осужденный Сергей Татаринцев, 1980 года рождения. Кличка - Татарин. Осужден на 16 лет за убийство и разбой. Ушел бродяга - на рывок, открыто.
Как ему это удалось, пока непонятно. Столько технических средств... Надо очень шустрым быть. Первый рубеж - забор из колючей проволоки высотой в полтора метра. За ним так называемая тропа внутреннего наряда. Сразу за ней еще забор из колючей проволоки, но уже высотой около пяти метров. На него сверху наброшена специальная металлическая паутина. Она "егозой" называется. Это особо надежная колючая проволока. Одно из ноу-хау тюремной системы 80-х годов прошлого века. Если обычную "колючку" зэки называют "мать родная" - есть места, где можно даже голой рукой ухватиться, ногу поставить, то с "егозой" не пошутишь. Она "кусается" везде.
Караул был поднят по команде "в ружье". Охранники стреляли, да не попали, и потом не смогли задержать. С кадрами сейчас просто беда, - сокрушается полковник. - В охрану баб набирают. Знаешь, какая в зоне зарплата?! 5 тысяч рублей получает младший инспектор отдела безопасности.
...А Татарин ведь, - продолжает размышлять ветеран пенитенциарной системы, - не спортсмен какой, человек обычного телосложения. Могу только сказать, что лестницей беглец не воспользовался, досками тоже. Иногда, знаешь, во время побега зэки на проволоку накидывают полотенце или одеяло. Но тут вроде бы и этого не было...Такая пакость, сейчас все управление этим занимается.
НА ТАЧКЕ ПО ПРОВОДАМ
- А какие вам известны самые оригинальные побеги?
- Как-то четверо зэков прокопали из зоны тринадцатиметровый тоннель. Когда я потом прополз в нем, мне просто стало жутко. Впервые почувствовал запах земли. Мы сначала и понять не могли, как "кроты" выбрались наружу. Где начало подкопа? В бараках плинтуса были целы, пол тоже. Земли нигде нет свежей. На это в первую очередь смотрим. Потом уже обнаружили вход в подземный лаз - в клумбе. В ее центре зэки вырыли вертикальный ствол. Сверху накрыли железной крышкой и присыпали землей. А мы-то думали, что осужденные с любовью ухаживают за цветами... Провели в тоннель даже освещение. Талантливо работали.
Был случай, когда в ИК-4 зэк прикрепил заранее заизолированную с помощью фарфора тачку к высоковольтной линии и ночью по проводам выехал из колонии. В ИК-10 строгого режима, что в поселке Волжский, осужденный Гашоков, который работал в производственной зоне, разрезал камеру от КамАЗа, скрутил из резиновых полос жгуты. Доверчивой охране объяснил, что якобы для эспандеров. На самом деле соорудил гигантскую рогатку. Концы жгутов привязал к столбам напротив входных дверей, сам уселся в специальное сиденье. Его помощники натянули пращу... Гашоков должен был катапультироваться из здания, перемахнуть заборы и оказаться на свободе. Но получилось так, что зэк не попал в открытые двери, ударился головой о стену и погиб.
Могу добавить, что женщины, за редчайшим исключением, не убегают из зоны, тянут лямку от звонка до звонка. Я 40 лет проработал в форме, один такой факт всего и помню. Число же побегов постепенно сокращается: тюрьмы становятся все надежнее. Есть своя статистика. В 1921 году, например, было 14 368 таких случаев, в 1937-м - 58 264, в 1994-м - 5324, в 2000-м - 378...
РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ СИДЕЛИ ШИКАРНО
- Когда, на ваш взгляд, легче всего сиделось в российских тюрьмах?
- Революционеры отбывали наказание вообще шикарно. Валериан Куйбышев сидел в самарской тюрьме в одиночной камере площадью 12 метров. Такие просторные нормы действовали. А вот сейчас еще только ставится задача довести "квадраты" за решеткой с 4 до 7 метров на человека.
А комфорт? В самарском "Кресте" было то, что не имели купцы в своих особняках. Уже тогда в камеры провели освещение, функционировали централизованное водоснабжение и канализация. Что касается питания... Самые главные продукты в тюремном меню - хлеб, мясо. Можно тоже сравнить, есть у меня данные.
В царское время на одного заключенного приходилось в день 819 граммов хлеба, 158 граммов мяса. В советское - соответственно 450 и 21. Правда, в 1941 году прибавили четверть килограмма хлеба, стали давать 160 граммов рыбы. И эта повышенная пайка выдавалась до 1949 года. Такая, скажем, полагалась и будущему Герою Советского Союза Александру Матросову, когда он транзитом из зоны в Башкирии, перед отправкой на Калининский фронт, попал в сызранскую тюрьму.
Кстати, за три года Великой Отечественной войны около миллиона заключенных порциями было направлено в Красную Армию. Среди них и писатель Владимир Карпов. Попал он со своей статьей "за контрреволюционную агитацию" не в обычную часть, а в штрафбат. Мы с Владимиром Васильевичем уже потом встречались. Он рассказал, как было дело. На занятиях преподаватель объяснял студентам, что, мол, революцию совершали Ленин со Сталиным. А Карпов возразил: не со Сталиным, а с Троцким... За что и получил "червонец".
С 2005-го пайковые нормы выросли. Но до той эпохи, когда Россия была "тюрьмой народов", они все равно не дотягивают. Хлеба теперь положено 550 граммов, мяса - 90 граммов. Меню, правда, в целом стало разнообразнее. Зэку, например, положены еще два яйца в неделю, ежедневно - стакан молока, 10 граммов соевой муки, 100 граммов рыбы.
КАМЕРНЫЕ ПРИКОЛЫ
- Представим, человек первый раз попал за решетку. Сразу возникает миллион вопросов. Как надо себя держать, как вести?
- Самое тяжелое, когда в уголовную среду попадает интеллигентный человек. Он и материться-то, может быть, не умеет. Его сразу могут "зашкварить". Сделают так, что он за руку с педиком поздоровается, в карты проиграет... А карточный долг в зоне - это железно. Расплачиваться надо обязательно. Вообще вести себя надо по обстоятельствам.
- Вот что ты сам сделаешь, - задает мне полковник вопрос на засыпку, - если тебе в камере бросят к ногам полотенце? Поднимешь или нет? Ты пока думай над этим тюремным приколом, а я о другом скажу.
Раз сел, не думай, что ты самый умный, не лезь на рожон, не поддавайся слабостям. Знал я еще по ЦК ВЛКСМ будущего зятя генсека Брежнева, заместителя министра внутренних дел Юрия Чурбанова. Когда он сел в нижнетагильскую колонию, повел себя нормально. Работал за мое почтение, хотя человек страшно гордый, самолюбивый. Нос не поднимал, не выпендривался, не использовал свои бывшие связи. А то могли бы и генералу темную устроить...
Имей в виду, кочегар будет выше котироваться, чем какой-нибудь директор. Он же ближе, понятнее основной массе заключенных.
- А скажем, к журналистам как относятся, если такие попадаются?
- Как ко всем трепачам, - не стал щадить моего самолюбия бывалый собеседник. - Не огорчайся, писучий человек - находка для зоны. Жалобы заставят писать, прошения об УДО - условно-досрочном освобождении. Полезные и уважаемые в зоне врачи, медработники. Те зэки, у кого есть связи на воле. Вообще ценятся специалисты, люди одаренные.
- Что с полотенцем надумал делать, журналист? Сделал бы вид, что не заметил? Неправильно. Надо сказать: "Не я бросил, не мне и поднимать". А если попросят, например, на отопительной батарее сыграть? Попроси сначала ее настроить...
- И долго "хлебная скульптура" сохраняется?
- Вот, видите, на полочке фигурка черта с гитарой, - рассказывает начальник музея. - Она "живет" со мной с 1981 года. Еще в Ташкенте подарили. И ничего.
- Как вы относитесь к смертной казни, надо ли ее отменять или нет?
- Я за то, чтобы она сохранялась. Зачем обществу кормить серийных убийц? Несколько раз по долгу службы разговаривал с одним маньяком. Он убил семь человек, три жертвы расчленил и съел. "Знаешь, - объяснял мне каннибал, - вы едите свинину, а свиньи валяются в грязи. А вот люди чистят зубы..." И таких щадить?
- Что изменилось за последние годы в зоне?
- На воровском языке в зоне теперь практически не говорят, потерял он былую актуальность. В женских колониях - однозначно. Эта тюремная субкультура осталась, наверное, в прошлом. Ксивы, то бишь инструкции, как себя вести, малявы, записки пишут обычными словами. А раньше? Вот малява, которая попала мне как-то в руки: "Прошел рисовку и влику. Горят буксы. Гоняю гусей и жую мочалку". Что означает, если перевести: "Прошел опознание и очную ставку. Приперли фактами. Вру, имитирую сумасшествие..."
Да и сами воры в законе стали другими. Женятся, например. Само звание покупается за деньги. Мы таких авторитетов "апельсинами" называем.
- А есть среди женщин воры в законе?
- Практически нет. И их роль, как правило, сводится к посредничеству между зоной и волей.
- Какой, на ваш взгляд, самый интересный экспонат музея?
- Картина, которую вышила осужденная Ксения С. На ней изображена женщина-мать. Не могу сейчас показать работу - мы ее отправили на международную выставку творчества заключенных в Торонто. Предлагаю познакомиться с художницей - она отбывает срок в 15-й колонии, здесь, в Самаре...
- ...Только, пожалуйста, не указывайте мою фамилию, - просит девушка. Мне надо сначала решить проблему, из-за которой оказалась в зоне. Наркотики... На воле ждут маленький сын, муж. У меня высшее экономическое образование, английский знаю в совершенстве - практиковалась в Лондоне. А любовь к рукоделию привила мама. Мне вообще нравятся работы, где есть дети, люди. Свои картины вышиваю полукрестиком.
Из справки по ИК-15. 60 процентов осужденных сидят за распространение, употребление наркотиков. Средний возраст спецконтингента 35 лет. Зона стремительно молодеет.