Российский перспективный пассажирской самолет МС-21 может остаться без материалов для композитного «черного крыла» из-за санкций США в отношении компаний – разработчиков воздушного судна. Об этом сообщает издание «КоммерсантЪ».
Речь идет об ограничительных мерах, наложенных на АО «Аэрокомпозит» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) и АО «ОНПП «Технология» имени Ромашина» (государственная корпорация «Ростех»). Материалы им поставляли американская компания Hexcel и японская Toray Industries.
«Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются пути решения проблемы»,— рассказал один из собеседников «Коммерсанта».
«Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее», - добавил источник.
По его словам, производство может освоить Елабужский завод композитных изделий, но это сдвинет сроки создания самолета «как минимум до 2025 года». Кроме того, сообщил источник, проблему можно решить, подключив к импортозамещению «композитный дивизион» «Росатома» Umatex или вообще перепроектировав крыло и киль в металле. Однако это лишит авиалайнер одного из основных преимуществ – именно использования в конструкции композитов.
В «Ростехе» проблему назвали «надуманной». Там отметили, что «есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки». В аппарате вице-премьера Юрия Борисова также заявили, что «проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует». Аналогичного мнения придерживаются и в ОАК.
МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus.
Сейчас готовы три опытных образца МС-21-300 с «американской» нитью, четвертый самолет в стадии сборки. Весь проект Счетная палата оценивала в 438 миллиардов рублей.