Вопросы к трагедии: что известно о крушении украинского «Боинга»

Фото: © Rouzbeh Fouladi globallookpress.com
15:31 10 Января 2020г.
Опубликовано 15:31 10 Января 2020г.

 В Иране назвали дату вскрытия бортовых самописцев лайнера, расследование может затянуться


Горячая тема последних дней – катастрофа украинского самолёта Boeing 737-800 обрастает всё новыми подробностями, и в ближайшее время новостей и версий крушения будет больше. 

Как уже известно, самолёт «Международных авиалиний Украины» стартовал из Тегерана в Киев в ночь с 7 на 8 января. Взлёт прошёл в штатном режиме, но уже через две с половиной минуты у самолёта отключился передатчик информации о его скорости и локации. Последняя точка, где приборы зафиксировали «Боинг» стала зона в нескольких километрах от иранского ракетного исследовательского центра. Вскоре после этого самолёт загорелся, и тому есть видеосвидетельства случайных наблюдателей. Через полминуты «Боинг» ударился о землю и взорвался. Погибли все 176 человек. Это произошло в 15 километрах от точки сбоя датчиков. По мнению специалистов, на последнем этапе пилоты пытались вернуться в аэропорт Тегерана. 
Как утверждают власти Ирана, экипаж «Боинга» не выходил на связь с землёй с момента сбоя датчиков. Самолёт упал из-за пожара в двигателе, рапортовали иранские чиновники.  
 

Тегеран, ты не прав

Эксперты и наблюдатели, однако, считают такую версию неправдоподобной. Современные лайнеры способны без затруднений совершать посадку при работе только одного из двух двигателей. Если же случился пожар, предусмотрена автоматическая система тушения огня. 
 
Механическое разрушение двигателей также не означает неминуемой катастрофы. Так, в 2018 году по пути из Нью-Йорка в Даллас у «Боинга» авиакомпании Southwest Airlines взорвался двигатель. Произошла разгерметизация и утечка масла, выстрелившая деталь убила пассажирку. Но самолёт благополучно сел в аэропорту Филадельфии. 
 
Кроме того, повреждение или отключение одного из двигателей не означает прекращение работы датчиков-транспондеров. Только серьёзный пожар или взрыв в отсеке передней части лайнера может привести к такому исходу. Либо же пилоты отключили датчики в ручном режиме ровно в момент катастрофы, что маловероятно. 
 
По оценкам следственных органов Украины, пожар не коснулся двигателей «Боинга». В Киеве предполагают, что лайнер сбили ракетой «земля-воздух». Известно, что на вооружении армии Ирана стоят ракеты ПВО «Тор М1». На днях в соцсетях разошлись фотографии деталей, обнаруженных неподалёку от места крушения. Детали могли принадлежать именно к «Тор М1». 
 
9 января представители разведки США говорили о вероятности катастрофы из-за случайной атаки. За несколько часов до трагедии КСИР (Корпус стражей исламской революции) запустил 15 баллистических ракет по американским базам в Ираке. Тегеран предупредил о «ударе возмездия» после того, как 3 января США в Багдаде убили знаменитого в Иране командира, генерала Касема Сулеймани. В ответ президент США Дональд Трамп пригрозил разнести 52 объекта на иранской территории. 
 
Не исключено, что приведённые в готовность ПВО Ирана приняли украинский «Боинг» за ракету американцев, говорят источники в разведке США. 
 

Два года до выяснения причин

Позднее о версии попадания ракеты в самолёт высказался президент Украины Владимир Зеленский. «Версия о попадания ракеты в самолет не исключается», - написал глава государства в своём телеграм-канале. Он призвал всех международных партнеров (и прежде всего США, Канаду и Великобританию) предоставить данные по катастрофе в комиссию по расследованию её причин. 
 
Сегодня Зеленский и глава МИД Украины Вадим Пристайко встретились с представителями США по поводу крушения лайнера. «Получили важные данные, которые будут обработаны нашими специалистами», — отметил Пристайко в своём Twitter.

В настоящий момент в Киеве рассматривают семь версий катастрофы лайнера. Три из них пока засекречены, рассказал секретарь СНБО Алексей Данилов. Пока озвучено четыре версии: атака зенитной ракетой, деформация и взрыв двигателя по техническим причинам, теракт и столкновение с беспилотником либо другим объектом. 

Версии более или менее реалистичны, но все предстоит доказать или опровергнуть, считает бывший сотрудник ОКБ Сухого Вадим Лукашевич. Удар ракетой не стоит исключать, но обстановка в регионе напряжённая, и найденные недалеко от места катастрофы куски боеприпасов могли оказаться там раньше. Фрагменты ракеты должны лежать как минимум в 3-4 километрах от места крушения, а не среди обломков лайнера, подчеркнул эксперт. «Версия поражения ракетой будет доказана только нахождением поражающих элементов осколочно-фугасной боевой части в телах пассажиров, в багаже и в конструкции самолета», — добавил Лукашевич (цит. по «Известиям»). Нельзя исключать и столкновение с дроном. Но случись оно, откуда мгновенный сбой связи сразу после взлёта? Ведь радиосвязь надёжна в очень многих критических ситуациях, рассуждает специалист.

«Случилось что-то очень странное. Самолёт, очевидно, набирал высоту вполне нормально до восьми тысяч футов, а затем рухнул на землю. Есть сообщения о том, что самолет горел, когда падал», — приводит Пятый канал слова американского эксперта по авиационной безопасности Арнольда Барнетта. На данный момент нельзя исключать практически любые причины трагедии, считает он.
 
Позиция Киева может пролить свет на природу катастрофы, полагает военный эксперт Алексей Леонков. Киев не говорил о версии атаки комплексом ПВО. В текущих реалиях и в точке региона на это способны, по мнению Леонкова, только Штаты. Украина просто не хочет бросать тень на союзника, говорит специалист.

Между тем, ABC News сообщил о тепловом следе от двух ракет, что приближались к «Боингу». По свежим оценкам американских разведчиков, Иран «поймал» в радар лайнер и ударил по воздушному судну двумя ракетами «земля-воздух». 

Чёрные ящики «Боинга» откроют уже сегодня в лаборатории аэропорта Мехрабад, рассказал прессе глава отдела расследования происшествий Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резаифар. Согласно местным законам, чёрные ящики пока останутся в Иране. На расшифровку уйдёт до двух месяцев. Полностью причины катастрофы удастся выяснить в течение более длительного времени, на это может уйти до двух лет. 



О предложениях для голосования по поправкам в Конституцию знают менее четверти россиян (по данным ВЦИОМ). А вы о них знаете?