«Этот самолет спроектирован клоунами»: СМИ опубликовали внутреннюю переписку Boeing

Ранее стало известно, что к гибели 346 человек в авиакатастрофах привели попытки компании сэкономить при разработке нового лайнера 

Специалисты американской компании Boeing не испытывали никаких иллюзий по поводу надежности печально известного лайнера Boeing 737 MAX, который должен был стать флагманом авиапроизводителя на ближайшие годы. Об этом свидетельствуют материалы внутренней переписки Boeing, которые были переданы законодателям из комитета по транспорту и инфраструктуре Палаты представителей Конгресса США и попали в распоряжение газеты The New York Times.

«Этот самолет спроектирован клоунами, которыми, в свою очередь, руководят обезьяны», – приводит издание выдержку из одного из посланий.

Также специалисты Boeing предельно критически относились к программе подготовки пилотов для этих лайнеров. В частности, в одном из писем сотрудник компании отмечает, что не разрешил бы членам своей семьи летать на самолетах, пилоты которых проходили подготовку на тренажерах, предназначенных для Boeing 737 MAX.

Другие сообщения содержат намеки и косвенные упоминания о махинациях и сокрытиях информации от проверяющих инстанций. «Меня все еще не простил бог за то, что я скрыл в прошлом году», – написал один из сотрудников, обсуждавший с коллегами взаимодействие компании с Федеральным авиационным управлением (ФАУ).

29 октября 2018 года разбился Boeing 737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air. Жертвами инцидента стали 189 человек. 10 марта 2019 года в Эфиопии разбился такой же лайнер авиакомпании Ethiopian Airlines. Эта катастрофа унесла жизни еще 157 человек.

Начавшееся расследование показало, что при модернизации лайнера специалисты поставили на него новые турбовентиляторные двигатели, более экономичные и тихие, чем двигатели предыдущего поколения. Однако новые движки имели больший диаметр и уже не помещались под крылом самолета. Из-за этого возникла потребность перекомпоновать машину, увеличив просвет между крылом и поверхностью взлетно-посадочной полосы. Но такое решение требовало модернизации сборочных линий, где производятся лайнеры, а это означало бы многомиллионные расходы для компании. Поэтому в Boeing решили вынести двигатели вперед, поместив их перед плоскостью крыла.

Такое решение позволило впихнуть большие турбины под лайнер, не меняя его пропорций и не переделывая сборочных стапелей. Минусом стало то, что самолет получился неустойчивым: в частности, у него обнаружилась склонность к задиранию носа с последующей потерей скорости и сваливанием в штопор. Эту проблему в Boeing решили с помощью специальной программы – Maneuvering Characteristics Augmentation System, MCAS, которая помогала пилотам подруливать самолетом и опускала нос. Однако в дальнейшем компания решила еще сильнее повысить привлекательность новых лайнеров и заявила, что Boeing 737 MAX 8 не требуют переобучения пилотов после подготовки на более ранних представителях семейства.

В связи с этим маркетинговым ходом от клиентов было решено скрыть информацию о работе MCAS и особенностях пилотирования новых лайнеров. Это решение оказалось фатальным: и в Индонезии, и в Эфиопии MCAS направляла лайнеры в землю, руководствуясь показаниями дефектных датчиков угла атаки, а пилоты не могли отключить программу, поскольку попросту не знали о ее существовании.

В настоящее время полеты Boeing 737 MAX 8 во всем мире запрещены, а производство этих самолетов остановлено.