18 октября 2017г.
МОСКВА 
8...10°C
ПРОБКИ
2
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЛАДИМИР ЗЕЛЬДИН: ВСЕГДА ПОДДЕРЖИВАЮ В СЕБЕ СОСТОЯНИЕ ВЛЮБЛЕННОСТИ

Амирханова Екатерина
Опубликовано 01:01 10 Февраля 2000г.
Сегодня народному артисту СССР Владимиру Зельдину исполняется 85 лет. То, что сейчас делает на сцене Владимир Михайлович, не делает ни один драматический артист его возраста. Вы можете убедиться в этом сами, если придете в Театр Армии на спектакли "Деревья умирают стоя", "Загнанная лошадь", "Приглашение в замок". Кажется, что само время не властно над этим актером. Его искусство по-прежнему молодо, наполнено жизненной энергией.

- Владимир Михайлович, нескромный вопрос: вы ощущаете себя великим актером?
- Что вы! Я даже никогда об этом не задумывался. Я просто человек, который всю жизнь занимался любимым делом. Кроме того, быть великим - значит быть недосягаемым, а я всегда открыт для общения.
- Вас невозможно представить вне драматической сцены, и тем не менее в молодости, я знаю, вы хотели быть моряком, а потом поступали в хореографическое училище.
- Мне довелось учиться в чудесной общеобразовательной школе (она находится на Воронцовской улице), где военное дело преподавал замечательный педагог майор Флевинский. Мы даже участвовали в параде на Красной площади. Многие мои одноклассники поступили после в военные училища. Мне же хотелось связать свою жизнь с морем, но... Мечта так и осталась мечтой.
Потом, когда мне было 12 лет, я сдавал экзамены в хореографическое училище при Большом театре, но меня не приняли, сославшись на мое якобы больное сердце. Позже я узнал, что так пожелал отец. Это была первая в моей жизни трагедия, и я не мог успокоиться целых три дня! Я никогда не думал, что стану драматическим артистом. Так, иногда участвовал в самодеятельности, читал стихи, но на сцене себя не представлял. После школы я пошел учеником слесаря на завод и, приходя вечером с работы с грязными руками, часто думал, что надо подыскать какую-нибудь другую работу. Поступать в технический вуз не хотел, потому что с детства испытывал отвращение к точным наукам. Однажды, проходя по улице, увидел объявление о приеме в Театрально-производственную мастерскую при театре МГСПС в Каретном ряду, которой руководил народный артист РСФСР Евсей Осипович Любимов-Ланский. И хотя на вступительных экзаменах я читал Александра Безыменского и Наталью Кончаловскую довольно невыразительно, меня приняли.
- В 26 лет, после того как вы сыграли роль горца Мусаиба Гатуева в фильме Ивана Пырьева "Свинарка и пастух", к вам пришла слава. Это правда, что на эту роль вас выбрали девушки?
- Да, так оно и было. Пырьев долго не заключал со мной договор, видимо, его что-то смущало. А мне так нравился сценарий, так хотелось сыграть эту роль! Пырьев, сделав со мной кинопробу, пригласил в просмотровый зал женскую часть киностудии, и они единогласно выбрали меня. Самое интересное - когда вышла картина, все думали, что я грузин или аварец.
- Ваш юбилей по времени почти совпадает с 70-летием юбилеем Театра Армии, которому вы отдали 55 лет своей жизни.
- Мне очень повезло, что я как актер формировался под влиянием выдающегося режиссера Алексея Дмитриевича Попова - основателя театра. Судьба подарила мне встречи с другими талантливыми мастерами, работавшими в нашем театре, - Тункелем, Ворошиловым, Канцелем. "Учитель танцев" для меня - это образец настоящей режиссуры. Я сыграл роль Альдемаро тысячу раз! Потом уже как режиссер ввел второй состав - Федора Чеханкова, Аллу Покровскую. Они продлили жизнь великому спектаклю, и он продержался в репертуаре еще 25 лет. Если у меня будут силы, то в этом году хочу осуществить новую редакцию "Учителя танцев" в Театре Армии или в театре-студии под руководством Алексея Баталова, где подобрались очень талантливые ребята. Сейчас я с ними репетирую в "Хануме" роль Князя. Вот видите, я опять играю "лицо кавказской национальности".
- Но сейчас у многих негативное отношение к лицам "кавказской национальности", да и в самом этом определении есть что-то унизительное...
- Я не разделяю такого отношения, так как всегда любил горцев за гармоничное сочетание внешней красоты и внутреннего благородства. Я, разумеется, говорю не о тех бандитах, которые устраивают взрывы... Народы Кавказа - носители древней культуры, необыкновенно музыкальны, пластичны, темпераментны, горды, для них понятия долг и честь - священны.
Вот, например, в нашем доме живет прелестная грузинская семья. Это очень порядочные люди, они приехали в Москву, потому что на их родине невозможно найти работу. Им никто не хотел сдавать квартиру. И тогда мы с женой взяли их под свою опеку, помогли снять жилье. Для меня не существует плохих национальностей, есть плохие люди, вот и все.
- Однако вернемся к вашей профессии. Что для вас значит Театр Армии - родной дом, храм искусства?
- Театр всегда был для меня и домом, и храмом, но, к сожалению, сейчас многие утратили трепетное отношение к своему делу. Могут опоздать на репетицию, прийти на спектакль в нетрезвом виде... Такое для меня недопустимо, я воспитан по-другому, когда всего себя надо отдавать искусству.
- Но сейчас люди вынуждены бороться за выживание. Им ради денег приходится параллельно с любимым делом заниматься не тем, что нравится...
- Конечно, денег никто не отменял, но это не главное в жизни. Я, например, всегда занимался благотворительностью. Дал бесплатно не одну тысячу концертов, да и моя зарплата в театре всегда была невысока. Правда, я не голодал, потому что снимался в кино и в телевизионных передачах. Наверное, если бы я жил на Западе, то давно бы имел виллы, машины, может быть, и собственный остров. А здесь у меня даже дачи нет. Езжу на старенькой "семерке", ей двенадцать лет, она вся поцарапанная, от нее шарахаются водители, но зато никто не угонит...
В свое время в театре я был председателем жилищной комиссии, председателем месткома, мы с Ниной Афанасьевной Сазоновой "пробивали" квартиры, телефоны. Я, наверное, мог бы обзавестись хорошей квартирой, но живу в маленькой двухкомнатной. Когда мне стукнуло 75 лет, на юбилей пришло много народа: Махмуд Эсамбаев, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Гена Хазанов. Оглядев мои 28 кв. метров, он сказал: "Да, так может жить только хороший человек". Когда-то мне хотелось иметь собственный кабинет, чтобы работать над ролью не на кухне, как я делаю сейчас, но теперь это уже неважно.
- А вам никогда не хотелось уйти из Театра Армии? Ведь вас приглашали и в Малый театр, и в Театр имени Вахтангова?
- Всерьез - никогда. Даже тогда, когда у меня были неприятные моменты в коллективе. Однажды я опоздал на спектакль "Учитель танцев" на 45 минут. Спектакль играли в каком-то загородном клубе, и я решил поехать туда на мотоцикле, но в дороге заклинило мотор. Тем не менее все-таки добрался и сыграл спектакль. Тогда были в моде общественные суды, и меня решили "проработать". Со мной случился шок, потому что из актерской братии меня не только никто не защитил, наоборот, мои коллеги начали вытаскивать на поверхность случаи, не имевшие никакого отношения к моей творческой деятельности. Дошло до того, что они стали говорить, будто бы я могу быть предателем или шпионом. У нас в то время начальником театра был генерал-майор по фамилии Паша. Шутя он намекнул собравшимся, что после всего сказанного Зельдина нужно расстрелять. Благодаря ему обстановка как-то разрядилась, и я отделался выговором. Сначала я решил, что немедленно уйду из театра, но мне было жалко расставаться с "Учителем танцев", и я остался.
- Может быть, дело было в элементарной человеческой зависти?
- Может быть, и в зависти. Знаете, Борис Львов-Анохин как-то сказал: "Артисты бывают хорошие, полезные и вредные". Многие попадают в театр случайно, не имея на то достаточных оснований, вот они и начинают плести интриги, это очень вредит делу. Самое страшное в театре - воинствующая бездарность.
- Вы встречаете свой юбилей в прекрасной актерской форме. В чем секрет вашей молодости?
- Я бы мог сейчас долго говорить о том, что всю жизнь занимался спортом: лыжами, коньками, футболом, теннисом, верховой ездой. У меня даже есть диплом "Ворошиловского всадника". Я никогда не курил и не пил. Но секрет молодости заключается в другом: нужно уметь удивляться жизни, интересоваться всем новым, никогда никому не завидовать. Необходимо поддерживать в себе состояние влюбленности - в свою профессию, в людей, которые тебя окружают, в жизнь во всех ее проявлениях. Кстати, когда мне не напоминают, я не думаю о возрасте. Не надо давать себе расслабляться, нужно находить силы работать и преодолевать возрастные недуги. Кажется, пока мне это удается.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.