НЕ ВРЕМЯ СНИМАТЬ МАСКИ

Вчера я с удивлением услышала в аптеке возмущенный монолог покупательницы, которая жаловалась, что второй день не может купить марлевую маску. Сотрудники нескольких аптек подтвердили: спрос на маски резко увеличился. Значит, все-таки усилия медиков, упорно рекомендующих носить маски во время эпидемии гриппа, не пропали даром. "Если вся Москва в одночасье наденет марлевые маски, эпидемия остановится, - считает Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. - Сразу оборвутся все цепочки распространения вируса. Увы, пока это утопия".

Действительно, людей в масках я на улицах не видела. Но надеюсь, что этим элементарным средством защиты от коварного гриппозного врага пользуются хотя бы в тех семьях, где есть больные. А их по России уже многие десятки тысяч. По данным госсанэпиднадзора, эпидемией охвачено 33 региона. Пока от гриппа погибло десять человек (во время прошлогодней эпидемии медики зафиксировали около 80 "гриппозных" смертей). Тем не менее панические слухи об особых масштабах и катастрофических последствиях нынешнего нашествия гриппа явно не подтверждаются. Причин таких страхов может быть много. Во-первых, специалисты действительно прогнозировали появление на рубеже веков новой разновидности вируса гриппа, который (наподобие знаменитой "испанки") способен вызвать "экстремальную" эпидемию с огромным числом жертв. По счастью, пока этого не произошло, к нам пожаловали хорошо знакомые разновидности вируса, к которым у многих уже выработался иммунитет. Кроме того, сказалась и упорная работа медиков по профилактике гриппа - гораздо активнее делались прививки, во многих школах дети принимали дибазол. Наконец, шумная тревога по поводу грядущей гриппозной беды вполне могла нагнетаться сознательно - ясно, что фармацевтические компании заинтересованы в активной продаже противогриппозных препаратов.
Грипп 2000 года оказался вялотекущим, пришел в Россию со значительным опозданием, а поздний приход эпидемии обычно означает и ее меньшую "свирепость". Например, в Москве эпидемический порог был превышен только 31 января, когда, к счастью, остались позади школьные каникулы, новогодние елки и балы. Может быть, именно поэтому нынешней зимой не повторился классический "сценарий", согласно которому сначала начинаются массовые заболевания детей. Сейчас в Москве болеют прежде всего взрослые, каждый день госпитализируется 150 - 160 человек, пик эпидемии в столице ожидается в середине февраля. В целом же по стране, по прогнозам специалистов, пик заболеваемости придется на вторую половину - конец февраля.
Самым надежным средством защиты от гриппа врачи по-прежнему считают вакцинацию. Но сегодня говорить о ней поздно - в разгар эпидемии прививка может даже навредить. Тем не менее в арсенале медиков (и в аптеках) есть множество препаратов, которые достаточно успешно помогают бороться с гриппом. Самые известные - дибазол, ремантадин, афлубин, арбидол. Руководство московского здравоохранения в прошлом году бесплатно обеспечило медицинских работников, которые больше всех рискуют заболеть, отечественным препаратом амиксин. Эта практика оказалась очень успешной - те, кто принимал препарат, болели и гриппом, и ОРВИ в 3,6 раза реже. А у тех, кого грипп все же настиг, болезнь проходила гораздо быстрее и в более легкой форме.
Общие рекомендации медиков неизменны и хорошо всем известны - к сожалению, столь же известно и наше пренебрежение этими рекомендациями. Каждый год врачи просят нас в пору эпидемии поменьше рваться "в толпу", отгораживаться от чихающих если не масками, то хотя бы шарфами, не геройствовать при первых признаках недомогания, не забывать о пользе витаминов, чеснока, лимона и прочих природных помощников в борьбе с инфекцией.