ДОМ В ТАРАСОВКЕ

Маленькая станция близ Москвы давно стала символом российского футбола

Спартаковская база в Тарасовке напоминает военную. Глухой забор, будка КПП, охранники в камуфляже. Попробуй пройди.
- А что вы хотите, - потягивает воду из бутылки с ликом римского героя Спартака страж на въездных воротах, - сейчас столько газет развелось, что всех пускать - некогда ребятам будет тренироваться.
Попасть в расположение самого популярного российского клуба мечтают не только журналисты, но и болельщики. Но для них это почти неосуществимо. Не то что раньше.
- В конце 70-х, - с удовольствием просвещал меня бывший спартаковский хав, а сейчас тренер Николай Киселев, - наш дубль играл здесь, в Тарасовке. Болельщиков на иные матчи набиралось тысяч восемь. Местные ходили, да и москвичи тоже приезжали. В основном на электричках.
Нынешние футболисты - народ избалованный, привыкший, чтобы его принимали по разряду "V.I.P". В аэропортах, гостиницах, ресторанах. Для простого люда не всегда досягаемы: живут в элитных домах, ездят на дорогих иномарках, ходят в ночные клубы. Прошли те времена, когда стояли они у заводских касс за доплатой и прикрывались газеткой в автобусах после проигранных матчей. Теперь вот и поверить трудно, что когда-то на матчи чемпионата, даже самые решающие, спартаковцы отправлялись с родной базы... на электричке.
- Я расписание как сейчас помню, - вспоминает знаменитый капитан "Спартака" Евгений Ловчев, - с платформы "Тарасовка" электричка отходила в 17.28. Никаких спецвагонов, конечно, не было. К нам запросто мог подойти любой пассажир-болельщик и заговорить о чем угодно. Иногда кого-то это и раздражало. Но это был удивительный завод на игру. Казалось, вся энергия движущегося состава собиралась в нашем вагоне и еще до матча готова была выплеснуться наружу. А в пути всякое бывало. Однажды Сергей Сергеевич Сальников получил зарплату аккурат перед матчем. А так как был в тренировочном костюме, решил в дороге подложить конверт под себя. Ну и, понятно, забыл. И что думаете? Вернули деньги. Хотя сумма по тем временам была порядочной.
Сейчас до базы "Спартака" можно проехать двумя дорогами. Для той, что короче, требуется специальный пропуск - рядом стратегически важное водохранилище. Зато дальняя очень красивая - петлистая, лесная. Минут двадцать от Ярославки. По ней я и приехал на знаменитую базу в Тарасовке.
А первой встретила меня Настя. Красивая, вальяжная, явно привыкшая к всеобщему обожанию. Кошка грелась на батарее и не вела ухом на парней, толпившихся в холле гостиницы. Через пять минут начиналась вечерняя тренировка, и большинство игроков были уже в сборе. Ждали начальство. Удивила тишина, схожая с санаторской.
- Это вы точно подметили, - скажет потом Евгений Ловчев, - вроде совсем рядом от Москвы, а климат здесь другой. И теплее, и влажность меньше, ну а воздух ни в какое сравнение идти не может. Раз в году мы получали в кассе клуба так называемые "дачные". На них в Тарасовке игроки и тренеры снимали на лето жилье для своих семей. Эта мудрая идея, конечно же, принадлежала Старостиным. Не надо было тащиться по каждому пустяку в душную Москву. Мы могли видеться с родными чуть ли не каждый день. Да и запретов никаких тогда не водилось. Мои Катька и Женька, можно сказать, на базе и выросли. Такой атмосферы, какая царила на базе, я, увы, никогда больше не встречал. Для нынешнего поколения игроков покажется чудным, но тогда все лето вместе с мастерами жили на базе и детские команды. И никому они не мешали. Более того, со мной, например, индивидуально занимался тренировавший тогда пацанов Анатолий Масленкин. Вот это и была преемственность. А сейчас даже дубль от основы тренируется отдельно. Такая вот и болтанка в команде - вроде появился, заиграл паренек и вдруг исчез. У нас такое случалось редко. Если уж место кому-то доверялось, то надолго.
Знатный спартаковский ветеран во многом прав - дубль и основной состав должны быть вместе. Особенно важно это для молодых игроков, которые рядом с опытными могли бы набираться побыстрее ума-разума. Тренер спартаковского дубля Николай Киселев - человек знающий, но приходится ему разрываться на части - и с молодежью работать, и в главной команде бывать. Ведь процесс миграции игроков из одной команды в другую практически не прекращается. Кстати, самих спартаковских наставников в этом убеждать не стоит. Они одними из первых голосовали за возобновление турнира дублеров. Однако большинство клубов высшего дивизиона их не поддержали. Все уперлось в рубли, которых мало.
Если кто думает, что купается в них "Спартак", то сильно ошибается. Ничего сверхъестественного на базе в Тарасовке я не увидел. Обычный добротный Дом отдыха - не более. С супербазой киевского "Динамо" не может быть и сравнения. Перещеголяет скоро чемпиона, судя по всему, и столичный "Локомотив", который завершает сейчас реконструкцию своей резиденции в Баковке. Об отставании в смысле комфорта Олегу Романцеву говорили часто. Он же считает важным сохранить на базе именно тот уют, который создавался еще Старостиными.
После Кипра, где "Спартак" провел первый тренировочный сбор, даже легкий морозец заставляет ребят кутаться в воротники и шапочки. Молча - видать, упражнение не из любимых - топают они круг за кругом мимо футбольного поля. Пытается завести своих подопечных Романцев, но и он "не будит" ребят. Зато, когда как горохом на поле сыплются мячи из сеток, что притащил администратор, настроение меняется. Игроки делятся на четыре команды - и начинается мини-турнир. В роли арбитров - Олег Романцев и Вячеслав Грозный. О главном "Спартака", кажется, известно все и всем. А вот второй тренер с прессой контактирует реже. Хотя вроде и в его биографии белых пятен нет. Играл и работал на Украине, среди его воспитанников - когда-то выступавший за "Спартак" Нагорняк и ныне играющий Безродный, Косовский из киевского "Динамо", Попов из донецкого "Шахтера", Горшков из "Зенита"... Между прочим, Вячеслав Викторович - один из немногих российских тренеров, работавших за рубежом, а в Болгарии был признан лучшим тренером страны.
Коммуникабельный по натуре, Грозный нашел подход и к непростому характеру Романцева. Он - первый его помощник и советчик, который может провести тренировку, участвует в определении состава на
игру, занимается просмотром кандидатов в "Спартак". Максима Калиниченко, которого прочат в ближайшем будущем в основную команду, присмотрел на Украине Грозный. Он "виноват" и в том, что украинская диаспора представлена в "Спартаке" довольно широко.
- Конечно, лучше бы приходили в нашу команду российские игроки, - рассуждает Грозный, - но странное дело: как только клуб узнает, что его игроком заинтересовался именно "Спартак", то сразу задирает цену. Между тем мы - одна из немногих команд, которые лишены поддержки из государственного бюджета. Но на стороне мы ищем игроков и по другой причине - наш рынок на сюрпризы скуден, почти все игроки, способные усилить "Спартак", известны. Мы бы не против заполучить Смертина или Панова. Но они не просто дороги, а не продаются в принципе. Зачем тому же "Локомотиву" усиливать основного конкурента?
Вообще селекционная работа в любой стране окутана тайной. Ну а в России, где через нее протекают огромные деньги в разных направлениях, - тем более. Никто из владельцев клубов даже под пыткой не скажет вам, сколько он заплатил за того или иного игрока. Никакой, даже самый хмельной язык не сболтнет все тонкости переговоров. Может, потому и появилась у нас целая армия "вечно арендованных игроков", которые переходят из рук в руки даже в одном сезоне по нескольку раз. Выставивший игрока на трансфер мечтает его продать, чтобы побыстрее на вырученные деньги купить нового, а клуб покупающий мечтает об аренде, дабы не приобрести кота в мешке.
- Иногда переговоры длятся очень долго и, бывает, заходят в тупик, - говорит Грозный, - помните, как с болгарином Бачевым было? Мы хотели его купить, но так и не смогли понять, кому же принадлежат права на этого игрока. А вот с Йововым проще - у него контракт с "Мюнхеном-1860".
Йовов появился в стане "Спартака" уже в Турции. А в тот день, когда я был в Тарасовке, из "дальних" легионеров в команде тренировался только Робсон. Снежное поле, конечно, для бразильца не пляж. И даже легкий морозец теребил уши. Но совсем уж удивил Робсон, когда и после бани вышел в холл... кутаясь в плед.
- Ну Робсон, ну чудо, - только и сказала официантка, едва не выронив от удивления поднос с компотом.
В сумерках, которые не сумели рассеять и прожектора над полем, трудно было рассмотреть лица всех играющих. Да и незнакомых хватало. Балалуева, например, сразу признают только в Ногинске, где он играл в прошлом сезоне, а Фоменко с Гражюнасом - в далеком Таллине. И не они заводили своих партнеров на мини-турнире. Тихонов, Бузникин, Ковтун, Писарев... Вот они старательно утаптывали снег у чужих ворот. Рвение Писарева и Бузникина понятно: их возвращение в "Спартак" под вопросом. Первый принадлежит "Динамо", и финансовые вопросы еще не сняты, а второй, прекрасно сыгравший в прошлом сезоне за раменский "Сатурн", имеет сильных конкурентов за место в основе. Ясно, что держать его на скамейке запасных даже чемпиону нет смысла. Глядя на то, как старательно отрабатывал Тихонов, не удержался от вопроса:
- А не получится ли с ним так же, как с Веретенниковым? Вот его не продали вовремя, сколько денег в итоге потеряли. Тихонову ведь уже под 30.
- А кто вам сказал, что Андрей мечтает о загранице? - удивился Грозный. - Он из тех, кому и на Руси жить хорошо. Тихонов - человек домашний. Думаете у него не было возможности переехать в Москву? А он предпочитает дом здесь, в Тарасовке. Значит, все его устраивает. Как и "Спартак" устраивает игра Тихонова. Полная взаимность!
После тренировки каждый занялся своим делом. Романцев потел под софитами питерского телевидения, снимающего фильм о каком-то юбилее. Генеральный менеджер Александр Хаджи сначала отчитывал юного Максима Карабанова, который оставил дома заграничный паспорт, а потом успокаивал "отцепленного" в последний момент от заграничного сбора Вячеслава Букиевского. В администраторской паковались баулы с мячами и формой. Наутро команда улетала на очередные сборы в Турцию, где, как явствовало объявление на стене, прохладно, и стоит прихватить с собой теплые вещи.
На несколько дней в этом знаменитом доме наступит тишь да гладь. Только вот по нраву ли она, такая спокойная жизнь, самой Тарасовке? Ведь без "Спартака" быть бы ей обычной, как сотни других вокруг Москвы, станцией - маленькой и неизвестной. А у нее, можно сказать, слава мировая, "Спартаком" данная, который давным-давно построил здесь дом и живет в нем счастливо.
Последние новости из Турции
*** В "Спартаке", находящемся в Турции, неожиданно объявился отчисленный в прошлом сезоне Илья Цымбаларь. Однако останется ли он играть в команде, неизвестно.
*** Продолжаются переговоры о возвращении на правах аренды Владимира Бесчастных, который просиживает на скамейке запасных в испанском "Расинге".
*** Возможно, в скором времени будет подписан контракт с сербскими игроками Йовичем и Николичем, зарекомендовавшими себя на тренировочных сборах в Турции с самой лучшей стороны.