03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Сиснёв Виссарион
Опубликовано 01:01 10 Февраля 2004г.
Не привлекая внимания журналистов и стремясь не допустить "утечки информации", созданная в прошлом году рабочая группа Игоря Шувалова (заместителя главы президентской администрации) уже не первый месяц энергично трудится над пятью важнейшими национальными проектами. Это реформы здравоохранения и образования, широкое внедрение ипотеки, военная реформа, а также ускоренное развитие Калининградской области.

По всем этим направлениям уже есть четкие концепции. Они были изложены в служебной записке, которая поступила на согласование к президенту страны незадолго до Нового года. 31 декабря 2003-го Владимир Путин наложил на документе краткую, но многое решающую резолюцию: "Согласен".
Что же готовят специалисты в тиши кабинетов? Используя неофициальные каналы, мне удалось ознакомиться с концепцией кардинальной реформы здравоохранения. Похоже, долгие и во многом бесплодные споры по поводу тяжелого нездоровья нашей медицины завершаются окончательным диагнозом: такая реформа назрела.
Интерес представляет не только предлагаемая модель, но и первая часть документа - анализ существующего положения. "Россия, - жестко констатируют авторы служебной записки, - регрессировала по основным показателям здоровья населения: уровню смертности и средней продолжительности жизни, заболеваемости и инвалидности". С 1993-го "естественная убыль населения" (разница между умершими и родившимися) составила, по данным Госкомстата, 9,3 миллиона человек (до начала гайдаровских реформ численность россиян постоянно увеличивалась). Только в прошлом году эта "естественная убыль" превысила 870 тысяч душ. Россия стремительно теряет своих граждан. Почти половина (более 40 процентов) умерших мужчин ежегодно покидает наш бренный мир в трудоспособном возрасте. Средняя продолжительность жизни у представителей сильного пола - менее 59 лет, у женщин - 72. Наша страна отстает по этому показателю от развитых государств на 15 лет по продолжительности жизни у мужчин и на 8 лет у женщин, занимая 120-е место в мире.
Граждане стали больше болеть. Например, серьезными сбоями в системе кровообращения (включая гипертонию, ишемическую болезнь сердца) страдают сегодня более 23 миллионов человек, или каждый шестой-седьмой житель страны. Между прочим, в 1990-м таких больных было почти вдвое меньше (14,6 миллиона). Сегодня в наших крупных клиниках умеют делать операции и проводить лечение не хуже, чем за рубежом. Но в большинстве сельских стационаров - "пещерный век": не хватает порой даже элементарных лекарств. В результате из-за болезней системы кровообращения в России умирает в 2 - 3 раза больше граждан (в расчете на 100 тысяч населения), чем в развитых государствах.
Каждый год свыше миллиона россиян становятся инвалидами - их более 11 миллионов. Подобные факты можно множить. Нашу медицину характеризуют, как отмечается в документе группы Шувалова, "низкая доступность квалифицированной помощи и низкое ее качество, нарастание платности, в том числе в теневых формах". На недавней встрече в Санкт-Петербурге президента Путина с ветеранами пожилая женщина попросила главу государства только об одном: "Владимир Владимирович, верните нам советское здравоохранение" (тоже, заметим, далеко не совершенное. - В.Г.). Недовольство нынешней медициной достигло критической точки. Каковы же пути выправления этой нетерпимой ситуации?
Конкретные механизмы еще обсуждаются, однако интересны общие подходы, о которых мне рассказал специалист, принимающий участие в работе группы Шувалова. Прежде всего предлагается создать новую систему медико-социального страхования. Такой у нас еще не было. Она потребует от граждан не только посильного участия в страховании, но и изменения ментальности, отказа от наплевательского отношения к своему здоровью...
Сейчас в стране функционируют две параллельные системы. Одна - обязательного медицинского страхования (ОМС), другая - социального страхования. За счет ОМС идут деньги на лечение больных, зарплату медикам. А соцстрах производит расчеты по больничным листам, а также выплаты в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. Такое вот искусственное разделение. Беда в том, что во многих территориальных фондах ОМС средств катастрофически не хватает. Губернаторы, например, нередко не перечисляют в эти фонды необходимые суммы за неработающее население. И вообще региональные начальники предпочитают давать деньги напрямую больницам и поликлиникам. Получается два канала финансирования, а большинство медицинских учреждений прозябает на голодном пайке.
Новая система медико-социального страхования будет охватывать лишь работающих граждан, оплачивая не только их лечение, но и больничные листы, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Единая компьютерная база данных позволит осуществлять более жесткий контроль и за эффективностью лечения, и за выдачей листков нетрудоспособности. Но самое главное - изменится финансирование больниц и поликлиник. Оно будет рассчитываться не от прошлогодней "базы" (как это делается сегодня) и не от того, каков коечный фонд в больнице, сколько работает врачей, медсестер, нянечек, а в прямой зависимости от количества и качества оказанных медицинских услуг. Сколько было больных, какова эффективность лечения, соответствовало ли оно мировым стандартам? Вот от чего будет зависеть финансирование. Станет главенствующим принцип: деньги следуют за пациентом. Причем канал поступления средств будет только один.
Это же относится и к поликлиникам. Им станет выгодно открывать у себя стационары дневного пребывания (после врачебного осмотра и процедур больные пойдут домой). Таким пациентам незачем ложиться в больницу, их госпитализацию страховая компания может и не оплатить. Зато в клиниках больше внимания окажут действительно тяжелым больным. Заметно сократится коечный фонд. В условиях конкуренции (пациенты смогут выбирать и больницу, и поликлинику) не самые лучшие клиники окажутся без работы и вынуждены будут закрываться.
Возникает вопрос: а не приведут ли все эти новации к ухудшению ситуации в здравоохранении? Ведь и сегодня приходится ждать плановой госпитализации порой несколько месяцев - что же будет, если заметно сократится коечный фонд? Однако специалисты уверенно опровергают подобные опасения. Мировой опыт свидетельствует: в России больничных коек в расчете на 100 тысяч населения втрое больше, чем в Швеции или США, вдвое - чем в Великобритании, Испании, Италии, Норвегии, Австралии... У нас излишне долго держат пациентов в стационарах. Например, первая неделя обычно уходит на анализы и исследования, что вызывает большое удивление у зарубежных медиков. У нас нет даже современных медицинских стандартов. Например, хирург может согласиться делать сложную операцию, а может "умыть руки" - сказать, что для больного она слишком опасна. Заведующий отделением крупной больницы - специалист высокого класса, человек одержимый, даже во время отпуска ежедневно приходящий на работу, - дважды менял хирургов в своем отделении, потому что они, по его словам, "с готовностью делали обрезание, а вот выстаивать шесть часов у операционного стола не хотели". Когда будут четкие стандарты, немотивированные отказы уйдут в прошлое. Да и держать лишние дни больных в стационаре тоже не будут. Только новшества в этом направлении могут обеспечить, по расчетам, снижение расходов на 6 - 8 миллиардов рублей в год. Но это не значит, что сэкономленные деньги уйдут из системы здравоохранения. Они там останутся и будут использоваться, например, для оплаты дорогостоящих операций малообеспеченным.
Проект реформы предполагает также создание еще одной системы медицинского страхования - для неработающих граждан. Взносы будут перечислять региональные органы власти, исходя из подушевого норматива. И настроение губернатора уже не будет играть никакой роли при определении размера взносов, потому что закон обяжет субъекты Федерации платить строго по нормативу. Если же у региона по объективным причинам не хватит денег, то по установленным правилам будет производиться софинансирование из федерального бюджета или другого источника, например, Пенсионного фонда (за неработающих пенсионеров). В государственной казне предлагается зарезервировать на эти цели 15 миллиардов рублей на ближайшие три года.
Достаточно ли окажется перечисленных мер, чтобы покрыть нынешний дефицит средств в сфере здравоохранения? Нет, конечно. Поэтому предлагается изменить порядок исчисления размера взносов, которые будут поступать в новую систему медико-социального страхования для работающих граждан. Сегодня, по расчетам специалистов, в России не менее 2 триллионов рублей в год выплачивается в виде "теневой" зарплаты. С этих денег страховые взносы, естественно, никто не платит. Например, за работника, получающего официально 800 рублей, в фонды ОМС перечисляют всего 28 рублей 80 копеек. Даже на один укол не хватит, если этот человек заболеет. С таким положением мириться нельзя, считают специалисты. Страховой взнос будет и впредь исчисляться в процентах от фонда оплаты труда. Но при этом предлагается установить минимальную сумму взноса на каждого застрахованного. То есть если по расчетам получилось 28 рублей 80 копеек, платить за работника по медстраху придется, допустим, 250 рублей в месяц, если таким будет минимум. Плюс социальная страховка. Это, помимо прочего, будет способствовать выведению зарплаты из тени.
Реформа предполагает также развитие добровольного медицинского страхования (ДМС). В этой системе смогут участвовать и работодатели, и работники. Чтобы усилить их заинтересованность, предполагается введение льготного налогового режима. Кроме того, часть взносов по обязательному страхованию может быть зачтена в счет платежей по ДМС. Серьезные льготы будут предусмотрены и при покупке работником (или работодателем) полиса ДМС для неработающих членов семьи. Таким образом, финансирование здравоохранения будет распределяться между государством, работодателями и гражданами. Важно подчеркнуть: государственные гарантии бесплатной медицинской помощи сохранятся, но в отличие от сегодняшней практики эта программа будет профинансирована полностью.
Итак, граждане от реформы должны выиграть. А медицинский персонал? Оказывается, и здесь, как показывают расчеты, ожидаются существенные позитивные перемены. Общий настрой в группе Шувалова: нищенская зарплата медиков не отвечает требованиям времени. "Хороший врач должен иметь зарплату в размере 25 - 30 тысяч рублей в месяц, - подтвердил мне один из специалистов. - Это, так сказать, нижняя планка. А по результатам работы может получиться и большая сумма. Реформа, надеюсь, позволит реализовать все это на практике".
Когда же ждать перемен? Новую систему после одобрения ее парламентом и президентом предполагается реализовать поэтапно - с 2004-го по 2007 год. Сейчас готовятся изменения, дополнения в несколько федеральных законов, в Налоговый и Трудовой кодексы, а также предложения по отмене двух законов и принятию нового - "О медико-социальном страховании".
Такова общая конструкция разрабатываемой реформы. Предложения выглядят перспективными и интересными. Но восклицательный знак я бы ставить не спешил. Посмотрим, что останется от документа "на выходе" и как будут реализованы новые идеи на практике.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников